Серия смертельных ДТП в Украине. Как остановить беззаконие на дорогах

Читати українською
Анна Малярюрист-криминолог

20 июля в Николаевской и Житомирской областях произошли ДТП с участием микроавтобусов, которые унесли жизни 15 человек. 24 июля уже в столице на Дорогожичах в результате столкновения двух автомобилей один человек погиб, трое находятся в тяжелом состоянии. В этот же день на бульваре Леси Украинки в Киеве внедорожник Hummer H2 насмерть сбил 10-летнюю девочку на переходе. Полиция задержала водителя через несколько сотен метров. Им оказался бывший боксер, а ныне директор, владелец фирмы Fit & Sweet Кирилл Островский 1995 года рождения. Между тем в Нацполиции отчитались: с начала года в рамках операции «Перевозчик» в Украине обнаружили 3 тысячи технически неисправных автобусов и оформили 27 тысяч нарушений ПДД и правил перевозки пассажиров. К слову, еще в 2017 году министр внутренних дел пообещал, что за полтора года после принятия закона об усилении ответственности за нарушение ПДД будут установлены 4 тысячи камер. По состоянию на июль 2018 года законопроект, который позволит ввести видеофиксацию правонарушений на дорогах, ожидает рассмотрения в Раде.

Юрист, эксперт-криминолог Анна Маляр отметила, что ситуация довольно сложная, поскольку по отношению к смерти людей это неосторожная форма вины.

«Что касается ПДД, то здесь умышленное их нарушение. То есть человек осознает, что он делает и делает это сознательно. Хотя говорить, что это умышленное убийство, с точки зрения уголовного права некорректно», – констатировала она.

Однако вопрос не в том, как мы это квалифицируем, а в том, что если бы нынешний закон, который есть, действовал, а наказание было бы неотвратимым даже при таком законодательстве можно было бы эффективно противодействовать таким ДТП, подчеркнула Маляр.

«Однако коррупция не позволяет работать даже этому закону», – акцентировала она.

По ее словам, при ГАИ была такая же ситуация – тысячи погибших и огромное количество ДТП, просто об этом не говорили.

«Происходило то же самое, что и сейчас. Просто сейчас, в частности в этом месяце, произошли ДТП, повлекшие массовые смерти. Безусловно, общество начинает активнее об этом говорить», – уточнила юрист.

Безусловно, есть ряд факторов, которые усугубляют ситуацию, добавила она.

«Во-первых, то, к чему должно прийти коррумпированное государство, где нет неотвратимости наказания, где человек, который был за рулем, совершивший смертельное ДТП, может просто откупиться от наказания. Речь не только о крупных городах и так называемых «мажорах». Такая же ситуация в селах», – пояснила эксперт.

Она обратила внимание, что часто и в селах пострадавшие не могут добиться справедливости, даже если это не «мажор», а обычный человек, который как-то нашел выходы на правоохранительные структуры.

Момент, когда лицо понимает, что даже в случае ДТП, даже смертельного, все вопросы удастся «порешать», влияет на сознание.

Кроме того, по ее убеждению, нужно пересмотреть подходы в наказании лиц, которые находятся в нетрезвом состоянии. Должно быть применено самое жестокое наказание – пожизненное лишение водительских прав.

«Если хотя бы раз зафиксировали – все. Этот человек не исправится, будет еще раз садиться за руль в таком состоянии. Поэтому нужно обезопасить общество», – отметила юрист.

Также третий элемент – контроль, который должен быть эффективным. Сейчас идет дискуссия, возвращать полицейских с радарами на дороги или вводить видеонаблюдение, добавила она.

«В этой ситуации, если мы боимся коррупции, безусловно, эффективнее будет видеонаблюдение. Государство должно выделить на это деньги из бюджета», – подчеркнула эксперт.

По ее словам, такой эксперимент сейчас действует в Мариуполе, где работает очень современная система видеонаблюдения по всему городу.

«Фиксируется не только скорость и номера, но и выдаются все данные об автомобиле, который попадает в поле зрения камеры видеонаблюдения. Это помогает раскрывать преступления, которые могут совершаться с использованием автомобиля, перемещающегося по городу. Однако такая система является дорогой. Это деньги. Вопрос в этом», – резюмировала Анна Маляр.

Отметим, в эксклюзивном интервью «Слову и Делу» министр инфраструктуры Владимир Омелян рассказал, как в Украине усилят контроль за пассажирскими перевозками. Полное интервью Омеляна читайте на портале «Слово и Дело».

Хотите обсудить материал? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: