Досудебное блокирование сайтов: украинский законопроект написан под копирку с Россией

Читати українською

На пятом году войны нардепы наконец-то решили вплотную заняться информационной безопасностью в стране, однако некоторые законодательные инициативы откровенно пугают перспективой блокировки сайтов без решения суда. Верховная Рада включила в повестку дня законопроект №6688 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере», поданный Иваном Винником, Дмитрием Тымчуком и Татьяной Чорновол. Мы сравнили этот проект закона с российским законодательством и обнаружили, что некоторые нормы написаны будто под копирку.

Украинский законопроект предлагает узаконить возможность временной блокировки любых сайтов по решению не только суда, но и прокурора, следователя и Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). Но в особо «неотложных случаях» блокировка интернет-ресурсов может применяться без решения суда и длиться 48 часов. В российском федеральном законе, принятом еще в 2013 году, также есть такая норма: возможны внесудебные блокировки информресурсом информации, которая содержит призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, призывы к участию в незаконных публичных мероприятиях.

В Украине хотят ввести новые правила для интернета: готовиться к цензуре?21 июня Рада включила в повестку дня законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере. Подробнее знают эксперты.

Если Верховная Рада примет законопроект о блокировке сайтов, то ее причиной могут быть: действия, направленные на нарушение общественной безопасности, устрашение населения, провокации военного конфликта.

Помимо того, доступ к информресурсу могут перекрывать, если сотрудникам СБУ покажется, что размещенная на нем информация оказывает «воздействие на принятие решений органами государственной власти, совершение/несовершение действий органами государственной власти». Под эту норму вполне могут попасть любые интернет-СМИ, критикующие власть.

Еще одной причиной блокировки сайта может стать привлечение внимания общественности к определенным политическим, религиозным или другим взглядам виновного (террориста).

В РФ с апреля 2018 года действует закон, который предусматривает такие причины блокировки сайтов: информация экстремистского характера, информация, содержащая клевету, сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию лица.

Если в России выявлением и блокировкой подозрительных, с точки зрения власти, сайтов занимается ФСБ и «другие уполномоченные структуры», то в Украине, согласно законопроекту, такие полномочия получит СБУ. Причем операторы связи обязаны за свой счет покупать оборудование для прекращения доступа к сайтам и мониторинга трафика. А если провайдеры не будут блокировать указанные Службой безопасности сайты, то их могут оштрафовать на весьма приличную сумм, как сейчас это делают в России.

Подробнее – на инфографике.

К чему может привести разрешение депутатов на блокировку сайтов без решения суда, читайте в нашем материале.

Почему некоторые сайты действительно нужно блокировать, но не так, как предлагают украинцам, – читайте мнение юриста.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: