Премии для «Нафтогаза»: законно ли выписано вознаграждение за выигрыш в Стокгольме

Читати українською
Юристы не исключают, что если попытки Газпрома обжаловать решение суда увенчаются успехом, тогда часть уже назначенной премии сотрудники «Нафтогаза» не получат.
Слово и Дело

Наблюдательный совет НАК «Нафтогаз Украины» принял решение о выплате сотрудникам компании премий в связи с победой в Стокгольмском арбитражном суде в споре с ПАО «Газпром» по транзитному контракту. Об этом сообщается на сайте компании. Общий объем выплат утвержден на уровне 1% от суммы выигрыша в арбитраже (4,6 млрд долл. США), он будет составлять 46,3 млн долл. США. Из этой суммы будет выплачен налог на доходы физических лиц и другие сборы на сумму свыше 9 млн долл. США. Тем не менее, сумма получается немалая. Имели ли право сотрудники «Нафтогаза» начислять себе такие премии, мы расспросили у адвоката Столичной коллегии адвокатов Геннадия Дубова.

В «Нафтогазе» подчеркивают, что в перечне сотрудников компании, которые получат премию, – 41 человек, среди которых не только топ-менеджмент. Каждый сотрудник получит премию в зависимости от личного вклада в победу в суде. Ожидается, что в мае этого года будет выплачена первая часть премий на сумму 20,7 млн долл. США (541 млн грн). Эта сумма соответствует 1% от объема выигрыша, уже признанного в финансовой отчетности «Нафтогаза» за 2017 год. Остальные премии будут выплачиваться в течение трех лет исключительно при условии успешного взыскания с «Газпрома» остатка выигрыша (2,6 млрд долл. США).

«Нафтогаз» начал взыскание миллиардного долга с «Газпрома»Нафтогаз начал процесс взыскания с Газпрома долга 2,6 млрд долл в зарубежных судах во исполнение решения Стокгольмского арбитража.

«Если подходить к вопросу формально, то, скорее всего, премия была насчитана, законно. Наверняка в Положении компании такие моменты предусмотрены и прописаны. Но, поскольку «Нафтогаз» является акционерным обществом, где государство выступает единственным акционером, но не может вмешиваться в операционную деятельность компании, то выглядит так, что его сотрудники ведут себя как менеджмент частной корпорации. А это, мягко говоря, не совсем этично, учитывая наши реалии», – сказал Геннадий Дубов.

По его словам, сумму премии также насчитали не совсем корректно, исходя из 4,6 млрд долл., выигранных в арбитраже, хотя второе дело было проиграно на сумму более 2 млрд долл.

«Одно дело проиграли, одно – выиграли, но премия не с разницы, а с полной суммы второго дела», – отметил он.

Напомним, по оценке «Нафтогаза», общая сумма всех требований (в т.ч. встречных) в арбитражах по купле-продаже и транзиту газа в спорах с «Газпромом» составляла 125 млрд долл. Общий положительный экономический эффект для компании от двух арбитражей составил 85,1 млрд долл. США. «Если бы не победа «Нафтогаза» в Стокгольме по двум контрактам, «Газпром» мог бы требовать долг в сумме, превышающей половину ВВП Украины. Я благодарен нашей команде за то, что все работали самоотверженно и результативно», – отметил председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев.

По словам Дубова, если бы у сотрудников «Нафтогаза» хватило наглости, то они могли бы насчитать премию от 85,1 млрд долл.

«Газпром» требует отмены решения суда по контракту с «Нафтогазом»«Газпром» направил в апелляционный суд Швеции заявление о полной отмене решения Стокгольмского арбитража по спору между компанией и «Нафтогазом» по транзитному контракту.

«При этом, непонятно, что именно делали сотрудники «Нафтогаза» для премии в 45,6 млн долл., если они для суда нанимали юристов норвежской юридической компании «Wikborg, Rein & Co DA Advokatfirma» и оплатили ее услуги в сумме 25 млн евро?», – удивляется юрист.

Что касается второй части выплат премии – после реального исполнения решения арбитража, то по мнению Дубова сначала следовало бы дождаться окончания тяжбы по обжалованию этого решения.

«Газпром» направил в апелляционный суд Швеции заявление о полной отмене решения Стокгольмского арбитража по спору между компанией и «Нафтогазом» по транзитному контракту. В заявлении отмечается, что большая часть судебного решения была написана не арбитрами, а иным лицом. Лингвистическая экспертиза показала, что значительная часть арбитражного решения написана не арбитрами, а иным лицом. «Газпром» зацепился за эту формальность, и будет давить на то, что никто не имеет права подменять арбитров. Например, бывшие акционеры Юкоса в похожем деле так и не дождались своего выигрыша в 50 млрд долл.», – отметил юрист.

По его словам, даже если что-то пойдет не так и апелляция отменит решение арбитража, то даже «жалкая» премия в 0,5 млрд гривен для юридического отдела и начальства «Нафтогаза» – тоже весьма не плохо.

Ранее мы сообщали, что начался процесс взыскания долга с «Газпрома».

Между тем, «Газпром» требует отмены решения суда по контракту с «Нафтогазом».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: