30 сентября 2014 года министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что первые приговоры по делу о трагедии 2 мая в Одессе будут вынесены уже осенью того же года, однако так и не смог выполнить обещанное. С дня трагедии прошло 4 года, но преступление до сих пор не раскрыто, а виновные не наказаны. Тогда из-за уличных столкновений между майдановцами и их противниками и пожара в Доме профсоюзов погибли 48 человек, сотни людей были ранены. В сентябре суд оправдал и постановил освободить всех арестованных антимайдановцов.
«Слово и Дело» оценило перспективы расследования трагических событий в Одессе.
Эксперт Харьковской правозащитной группы Александр Павличенко считает, что реальные перспективы завершить расследование и наказать всех, кто должен понести ответственность, не очень оптимистичны.
«Это дело остается одной из не совсем выясненных страниц в компании по захвату РФ украинских городов. Одесса была одним из таких форпостов, который должен был упасть на колени перед Россией в рамках этого захвата, начиная от Крыма и через Донбасс на юг Украины. Этого не произошло», – отметил Павличенко.
По его словам, события были широко освещены, поэтому можно составить четкую картину и понять, что произошло, но только снаружи.
«Кто виноват в гибели людей в таком количестве? Как могло произойти отравление? Чем? К сожалению, здесь есть вопросы. И, к сожалению, Украину обвиняют в том, что расследование происходит ненадлежащим образом. Соответственно, эти вопросы могут подниматься теми, кто имеет больше информации по поводу того, что произошло в Одессе», – уточнил эксперт.
По его мнению, исходя из такого положения вещей можно предположить, что раскрывать все или устанавливать каким-то образом истину, пока, к сожалению, для кого-то политически нецелесообразно.
«Если бы хотели наоборот, то уже сделали бы», – добавил он.
Правозащитник напомнил, что расследования дел Майдана таже тянутся. Он не исключил, что это все звенья одной цепи.
«Одесса используется противной стороной как символ жестокой расправы с теми, кто выступал против украинской власти. Нужно было бы провести открытое расследование, чтобы больше не возникал вопрос, что произошло в Одессе 2 мая. То, что это произошло с определенной провокацией при содействии сил правоохранителей, которые поддерживали противоположную сторону, ясно, но что произошло в Доме профсоюзов и каким образом? Должна быть поставлена однозначная точка», – подчеркнул Павличенко.
Как пояснил эксперт, проблемой является соблюдение всех действующих норм уголовного законодательства в вопросе расследования.
«Доказательства уничтожаются, должны быть процессуальные действия, которые иногда уже невозможно совершать. Все это вместе приводит к тому, что расследование заходит в тупик», – отметил он.
«Должна быть четкая политическая воля, стремление и желание вывести на свет дело и привлечь к ответственности виновных. Это уже можно было сделать, но пока финального результата нет. Поэтому, хоть у нас и есть тайна следствия, органы расследования должны по крайней мере обозначить, что происходит, есть ли прогрессивные шаги, или, наоборот, перспектив нет, хотя это как фактически расписаться в невозможности осуществить надлежащее расследование», – резюмировал Александр Павличенко.
Напомним, еще будучи кандидатом в президенты Украины, Петр Порошенко 21 мая 2014 года пообещал провести тщательное расследование событий, произошедших в Одессе 2 мая.
Обещания политиков относительно трагедии в Одессе – в нашем обзоре.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»