Четыре года назад в Одессе в результате массовых беспорядков погибли 48 человек, около 300 получили ранения. Сразу после трагедии были задержаны почти две сотни человек, сейчас под стражей только двое.
Беспорядки в Одессе начались с шествия футбольных фанатов и проукраински настроенных жителей города, которых атаковала группа активистов «Антимайдана». Столкновения, в которых участвовали несколько тысяч человек, распространились на все центральные улицы Одессы. Стороны конфликта применяли, в частности, огнестрельное оружие и бутылки с зажигательными смесями. Вечером 2 мая был сожжен лагерь антимайдановцев, а сами они забаррикадировались в Доме профсоюзов, где вскоре возник пожар. Именно в результате этого пожара было больше всего погибших – 42 человека.
Позже следствие установило, что беспорядки в Одессе были организованы и умышленно спланированы. «Слово и Дело» предлагает вспомнить, какие обещания в связи с трагедией давали политики.
Тогда еще кандидат в президенты Украины Петр Порошенко обещал провести тщательное расследование произошедших в Одессе событий: «Я обещаю, что честное и непредубежденное расследование событий, которые произошли в Одессе 2 мая, будут предметом моего самого пристального внимания». Наказать виновных в произошедшем также обещал народный депутат Юрий Бойко. Пока нельзя говорить о том, что эти обещания выполнены.
В апреле 2015 года следствие установило, что беспорядки и поджог Дома профсоюзов были специально организованы. На тот момент были утверждены два обвинительных заключения по 22 лицам, 11 из которых были арестованы, еще 13 человек находились в розыске. Позже было установлено, что главный фигурант событий – бывший начальник милиции гражданской безопасности Одесской области Дмитрий Фучеджи – получил гражданство России. В июле прошлого года был задержан еще один ключевой фигурант «дела 2 мая» – бывший первый заместитель главы ГСЧС в области Руслан Великий, а в марте 2017-го заочно арестовали экс-начальника ГСЧС в Одесской области Владимира Боделана.
В сентябре прошлого года суд оправдал большую часть проходящих по делу и выпустил их на свободу, однако по обвинению в другом деле были снова задержаны россиянин Евгений Мефедов и лидер одесского «Антимайдана» Сергей Долженков. Сейчас под стражей находятся только они. Других успехов у следствия пока нет.
Министр внутренних дел Арсен Аваков обещал, что первые приговоры по «делу 2 мая» будут вынесены уже осенью 2014 года. По состоянию на ноябрь 2014-го Генеральная прокуратура только направила в суд обвинительный акт против трех бывших работников ГУ МВД в Одесской области, которые незаконно освободили из-под стражи подозреваемых в совершении массовых беспорядков. Приговоров, как обещал министр, не было.
Нардеп Сергей Кивалов провалил обещание о том, что Морская партия Украины установит в Одессе стелу в память о погибших 2 мая. Обещание Кивалов давал в мае 2015 года, однако памятный знак пока так и не появился.
«Настанет день и перед Домом профсоюзов в Одессе обязательно будет стоять памятник погибшим – и он будет напоминанием об одном из страшнейших злодеяний в истории Украины», – такое заявление два года назад сделал нардеп Вадим Новинский. В конце ноября фракция «Оппозиционного блока» в горсовете Одессе подала на рассмотрение предложение о присвоении названия «2 мая» скверу у Дома профсоюзов на Куликовом поле. В прошлом году Юрий Бойко заявил, что власти Одессы препятствует установлению памятника. А Николай Скорик сообщил, что на официальном сайте президента зарегистрирована петиция об установлении памятника жертвам.
Напомним, сегодня утром полиция Одессы проверила Куликово поле на наличие взрывчатки.
Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»