Небесная Сотня Майдана: изменилась ли страна и какие выводы следует сделать

Читати українською
Владимир Фесенкополитолог

18-20 февраля навсегда останутся одним из самых трагических периодов современной истории Украины. Десятки украинцев отдали свои жизни на Майдане за мечту о лучшей Украине. Спустя четыре года после трагических событий выполнить обещания Майдана действующую власть призвали США. Стоит сказать, что и сам президент озвучил правильные вещи: «Новая европейская страна – главный памятник Героям Небесной Сотни». Но следует ли действующая власть идеалам Майдана? Почему спустя годы лишь один подсудимый за решеткой? Каковы сегодняшнии реалии?

Глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, комментируя «Слову и Делу» четвертую годовщину расстрелов на Майдане, обратил внимание, что в обществе сложилась не совсем адекватная ситуация с оценкой расследований.

Убийства на Майдане. Contra spem spero

«У нас говорят, что нет судебных процессов. Но почему-то никто не вспоминает судебный процесс, который уже идет по жертвам трагических событий 18-20 февраля. Другое дело, что очень много странных ситуаций происходит», – констатировал политолог.

Он напомнил, что почему-то были выпущены «беркутовцы», их непосредственный руководитель, которого подозревали в совершении преступлений, и сейчас они все в РФ.

«Их отпустили, как стало модно, под личное обязательство. Даже не на поруки. Они оказались в РФ. И почему-то не слышно, чтобы за это наказали судью», – отметил эксперт.

По его словам, другой яркий пример касается Шевченковского суда, который рассматривал конкретное дело с конкретными эпизодами и обвинениями в убийстве более 3 лет, но приговор был странный.

«Следователи и прокуратура обратились в Высший совет правосудия по поводу странной работы судьи. До сих пор ждут результата и выводов», – подчеркнул он.

Кроме того, срабатывают определенные политические симпатии судей, особенно на юге и востоке Украины. Это говорит о том, что внутри власти ситуация очень разная, добавил Фесенко.

У нас привыкли обвинять власть во всем. Речь не о том, что власть хорошая или плохая, а о том, что власть очень разная. Есть люди, которые добросовестно и честно делают свое дело, а есть те, кто если не саботирует, то относится к этому слишком легкомысленно.

Даже адвокаты пострадавших признают, что для Украины это уникальная ситуация, для украинского правосудия – тоже, уточнил эксперт.

«Не было ни одного такого большого дела – по количеству эпизодов, свидетелей, следственных действий. Но почему-то об этом забывают. При этом следует учитывать «портновский» кодекс, который разбалансировал всю правовую систему и создал кучу проблем для расследования. Дело движется», – пояснил Фесенко.

По его мнению, ситуация неоднозначна, а по Майдану эпизодов очень много, поэтому процесс затягивается на годы, хотя есть пример Святошинского суда.

Революция Достоинства до и после: как изменилась жизнь украинцев за 4 года в ​​цифрахСредняя зарплата, курс валют, цены и «коммуналка» – сравниваем, как изменилась жизнь украинцев за последние 4 года – накануне Майдана и сегодня.

«Там каждый эпизод убийства рассматривался фактически за один день. Это очень быстро. Так не бывает. Но поскольку таких эпизодов много, они взяли такой темп. Следует еще учитывать, что адвокаты затягивают процесс, что видно по делу Януковича. Сейчас дело затягивают из-за версии с так называемым грузинским следом», – отметил он.

Придется потратить кучу времени на то, чтобы определить все обстоятельства, уточнил политолог.

«Это детали, но они показательны. Потому что на самом деле процесс затягивают, но он идет. Аналогов по объему работы нет. Это тысячи свидетелей, сотни эпизодов», – добавил специалист.

Однако есть и другая сторона медали, и она касается самого общества, продолжил эксперт.

«Хуже всего то, что мы вспоминаем о Майдане несколько раз в год. В конце ноября и с середины февраля. Все потом забывается. Никому не известно, что и как там расследуется. Само общество не интересуется. Этой теме следует уделять внимание не только 20 февраля каждого года», – подчеркнул Фесенко.

Обещания Майдана: изменилась ли страна

«Движение есть. Страна меняется. Меняется медленно, болезненно и неоднозначно. Это хорошо видно по процессу борьбы с коррупцией», – акцентировал политолог.

Да, коррупция осталась, но когда говорят, что ее больше, чем при Януковиче, то это неправда. Там была организация, дань собиралась со всех объектов. Сейчас же работает эмоциональный феномен.

«Сам факт, что коррупции осталось много и многие хотят сохранить схемы, возмущает людей. Есть недовольство, что нет быстрого преодоления коррупции. Хотя нигде, ни в одной стране мира не преодолели коррупцию даже за 4 года. Вспоминают о Китае, где уже есть тюрьмы для чиновников, но и там коррупция не исчезла. Просто там она не мешает экономическому развитию», – пояснил политолог.

По его мнению, новые институты действуют активно, но это лишь начало борьбы.

«Опыт Румынии показал, что на это ушло 10 лет. И там представители определенных политических сил также тормозят работу антикоррупционных органов. То есть это не только у нас такое, это объективная вещь», – добавил он.

Поколение Майдана. Новая генерация политиков

«Да, действительно все хотели, чтобы пришли новые честные политики, которые не хотели бы больших денег, не были бы связаны с бизнесом. Но здесь такая же ситуация, как с новыми судьями. Где таких взять?», – отметил политолог.

Как бы это ни было парадоксально, в украинском обществе нет других политиков, подчеркнул эксперт.

«Поэтому украинцам, как Диогену, придется ходить с фонарем днем, чтобы найти новых честных политиков и новых судей. Просто так по конкурсу они не появятся. Относительно политиков, как и судей, проблема обновления, серьезных кадровых изменений крайне актуальна. Поэтому нужны новые институты. Этот путь для нас должен стать определяющим», – пояснил Фесенко.

Проблема медленных изменений – это проблема не только власти, но и ответственности гражданского общества. Одно дело выйти на флешмоб, другое – брать на себя ответственность за смену власти в стране. Потому что после Майдана абсолютное большинство отошло в сторону.

По его словам, сейчас большинство просто критикуют, но на самом деле мало кто хочет брать на себя ответственность.

На пути преобразований

Эксперт добавил, что наибольшие изменения произошли в отношениях с РФ, хотя общество здесь не едино.

«Показательный пример – патрульная полиция. Она создана с нуля. Коррупцию за счет обновления там почти ликвидировали. Есть рецидивы, потому что есть искушения. Но прежнее ГАИ – это просто символ коррупции. Здесь ситуация противоположная. Но появилась другая проблема – нехватка опыта и эффективности», – уточнил политолог.

«Но у каждого, кто говорит о реформах, есть свое видение, а консенсуса нет. Реформы Запада – одни, «Батькивщины», «Оппоблока» – другие, а НФ и БПП – совсем другие. Нет единства. Даже если власть поменяется, конфликты насчет реформ не исчезнут. Украина переживает непростой путь, но движется вперед. Этот процесс изменений растянется во времени минимум на 7 лет. К быстрым изменениям не готовы ни власть, ни общество. Ответственность за нынешние проблемы лежит не только на власти, но и на обществе, которое выбирает этих политиков», – резюмировал Владимир Фесенко.

По данным «Слова и Дела», еще три года назад Петр Порошенко пообещал привлечь к ответственности судей, которые в течение 2014 года покрывали подозреваемых в причастности к расправе над активистами Майдана.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: