Выплата пенсий на Донбассе: в чем проблема и какой выбор придется сделать в дальнейшем

Читати українською
Андрей Блиновэкономический и финансовый эксперт

У нас изначально проводят неправильные аналогии, сравнивая ситуацию со Второй мировой войной или отношениями между Израилем и признанными на мировом уровне террористическими организациями, вроде ХАМАС. Оба эти варианта неверны.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал экономист Андрей Блинов, оценивая ситуацию с выплатами пенсий на оккупированных территориях.

«В современной системе, в любом случае, существуют персонифицированные счета. В принципе, Украина декларирует, что все нормы мы выполняем. С 2000 года у нас есть персонифицированные счета. Это не накопительная, а солидарная система, но есть собственный счет, на котором записан возраст, пол, право на получение соответствующей пенсии на любой территории», – отметил эксперт.

«Если вы гражданин Украины и социально застрахованы, а страховка есть у всех, кто делал хоть какие-то взносы в Пенсионный фонд, при предъявлении страховой карточки в органах власти Украины вы имеете право на учет по месту жительства и на получение выплат», – продолжил экономист.

Речь о том, что сегодня этого порядка стараются придерживаться более декларативно Кабмин и ПФ, добавил он.

«Вы должны явиться в органы власти, а ПФ Украины не действует на оккупированных территориях. Образно говоря, он действует только там, где есть украинский флаг. Декларация такова, что люди должны приходить на территорию, которая является регулярной, регистрироваться и получать пенсию», – уточнил эксперт.

Проблема и классика всех подобных конфликтов, когда есть территория с двойным подчинением, – это риск получения гражданами пенсий от двух государств.

Отдельная часть населения на Донбассе этим активно пользуется, подчеркнул он.

По его словам, с точки зрения международной практики, Украину не должно интересовать, получает ли человек пенсию еще от какого-либо государства.

«Вопрос правительства Украины – обеспечение своих граждан согласно закону о пенсионной системе. У нас же нет двойного гражданства. Это проблема, которая существует в Украине. Человек не может быть официально гражданином двух государств. В тех странах, которые признают статус двойных гражданств, возникают другие проблемы. Каждое государство платит пенсии, но имеет определенные налоговые требования к гражданину – где-то служба в армии, где-то – социальные налоги», – пояснил экономист.

В украинской ситуации, все просто – нужна гарантия, что человек имеет гражданство одной страны и зарегистрирован на контролируемой территории, подчеркнул Блинов.

«Если человек проживает в Донецке, то ему остается лишь одно – переехать, по крайней мере формально, на контролируемую территорию Украины, в Краматорск, Днепр или другой город», – отметил он.

При этом эксперт напомнил, что у нас есть случаи, когда граждане Украины проживают за границей, но получают пенсию в Украине.

«Такие примеры есть. Другое дело, что они для этого также приезжают в Украину, регистрируются, заключают определенные соглашения о перечислении на карточный счет», – уточнил специалист.

Что касается Украины, то если как государство мы считаем людей с неподконтрольных территорий своими гражданами, делать исключений не нужно, подчеркнул он.

«Практика Украины сейчас такова, что человек должен подтвердить, что он живет именно здесь», – отметил финансист.

По его словам, сейчас почти все службы требуют от переселенцев очень жестко доказательств того, что они постоянно проживают по тому адресу, который указывают в документах, то есть Фактически восстановлен инструмент прописки.

Он добавил, что есть случаи, когда в одном доме под Киевом было зарегистрировано более 100 человек с Донбасса.

«Понятно, что они там не живут. Это сделано, чтобы получать пенсии. Очевидно, что пожилым людям трудно явиться в социальные службы. Соответственно, получается, что государство в этом плане социальную функцию не выполняет. Другое дело, что это гибридная война и нет в социальном плане решения вопросов контроля над территориями», – пояснил Блинов.

То есть следует понимать, что Украина не отказывается платить пенсии, а требует наличия этих людей на территории Украины, акцентировал эксперт.

«С другой стороны, можно говорить о том, что львиная доля людей на неподконтрольных территориях находятся пока вне юридической зоны Украины. Кроме того, мстория вооруженных конфликтов предполагает, что людям, которые находятся на неподконтрольной территории, соцпомощь не предвидится, ведь это делает страна, которая захватила территорию. Вопрос: а насколько этих людей можно считать гражданами Украины?», – уточнил специалист.

По его мнению, на сегодня в Украине нет единой справедливой формулы, потому что перечислять просто вслепую средства нельзя, а не перечислять выплаты – тоже нельзя.

«Сейчас это гибридный вариант, который, возможно, и неплох, учитывая все обстоятельства. Нужно приезжать на территорию, которая находится под контролем центральной власти», – констатировал экономист.

«Власть на это идет, поскольку обеспечивает хотя бы минимальный уровень благосостояния украинских граждан. Можно придумывать формулы, но история уже четырехлетнего конфликта должна как-то решаться. Иначе мы подойдем к тому, что придется делать выбор – либо они переезжают на контролируемую теритоию, либо остаются там и не будут иметь фактического права на пособие. Это противоречит политике реинтеграции, однако практика такова», - резюмировал Андрей Блинов.

По данным портала, еще три года назад министр социальной политики Павел Розенко пообещал, что как только на Донбассе возобновится действие украинского законодательства и деятельности органов власти, банков и казначейства, министерство сделает все, чтобы возобновить социальные выплаты.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: