Госбюро расследований: может ли новый орган стать украинским ФБР?

Читати українською
Борис Малышевэксперт по правовым вопросам

Всю работу, которую провели по избранию руководства ГБР, можно было сделать максимум за полгода, а не за более чем полтора.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал эксперт по правовым вопросам Борис Малышев, оценивая ситуацию с созданием ГБР в Украине и избрание руководящего состава.

Миссия нового органа

«ГБР будет расследовать все то, что сейчас расследуют органы прокуратуры. Это преступления, совершенные госслужащими, судьями, чиновниками. Это не касается антикоррупционных преступлений, ими занимается НАБУ. Однако преступления, совершенные руководством НАБУ, будет расследовать ГБР. В принципе, ничего нового не будет. Есть составы преступлений, которые расследуются прокуратурой, теперь большая их часть переходит к ГБР», – отметил Малышев.

С 1995 года было требование Совета Европы, а в 1996 году было отмечено в Конституции, что прокуратура лишь временно осуществляет досудебное расследование. Это временно в Украине затянулось с 1996-го до 2017-го.

«Для европейских стандартов юстиции важно, чтобы органы прокуратуры ничего не расследовали. Их функция – участие в государственном обвинении в суде», – подчеркнул он.

Эксперт уточнил, что другие органы должны проводить расследование, прокурор осуществляет процессуальное руководство, оценивает доказательную базу, сообщает о подозрении, передает обвинительный акт и передает все в суд, а в суде – представляет государство.

«У нас на протяжении всех лет сохранялась советская традиция: прокуратура делает все. ГБР 2 как раз тот орган, который был предусмотрен еще в УПК 2012 года. Там было сказано: все полномочия органов прокуратуры по расследованию преступлений должны перейти к ГБР, но не позднее чем через 5 лет с момента вступления в силу УПК. УПК вступил в силу 12 ноября 2012 года», – пояснил специалист.

Правовые коллизии

По его словам, прошло пять лет, а власть затянула ситуацию настолько, что у нас уже через три дня возникает серьезная коллизия.

«Речь о новых преступлениях, которые будут осуществлены после 20 ноября. Промежуток времени с 20 ноября до начала деятельности ГБР имеет пробел. ГБР не начнет работать еще как минимум полгода. Нет ни помещения, ни оборудования, ни материального оснащения, ни персонала, ни территориальных отделений, ни нормативной базы. Полгода минимум у нас будет достаточно коллизий с точки зрения законодательства», – добавил эксперт.

Он предположил, что в УПК внесут изменения, но не до 20 ноября.

«На подписи у президента находится закон о судебной реформе. В законе должны быть изменения в УПК. Но это все принималось кулуарно, поэтому неизвестно, какой текст ушел в АП. Да и сам закон президент не подписывает уже около 20 дней. Поэтому по состоянию на сейчас неизвестно, что будет с теми преступлениями, которые будут совершаться в промежуток времени с 20 ноября до начала работы ГБР. Прокуратура не вправе их расследовать», – констатировал специалист.

ФБР по-украински

По его убеждению, говорить об американских аналогах или хотя бы о аналогах европейских стран не приходится.

Украина – не Америка. Наша правоохранительная система еще с советских времен и поныне находится под политическим влиянием.

«Там структуры действуют вне политического контекста. Конечно, какое-то влияние через СМИ есть, но такой прямой зависимости от политических элит, как в Украине, ни один правоохранительный орган в ведущих странах мира не имеет», – подчеркнул Малышев.

По его мнению, многое будет зависеть от личностных качеств людей, которых выбрали.

«Конкурс длился полтора года. Много за это время было фаворитов, которые все время менялись. Был фаворит и у Банковой, по одной из версий, но его сняли. Однако это лишь версия. Насколько она правдоподобна – вопрос», – отметил он.

«Выбранная тройка – бывшие работники прокуратуры, с опытом, чтобы показать результат обществу. Насколько они будут независимыми – вопрос. Нельзя говорить, что это полностью заангажированный орган, но так же не стоит говорить, что это аналог ФБР, все будет замечательно и мы наконец-то получили независимую структуру. Пока лучше занять умеренную позицию. Все будет видно по их деятельности, потому что резонансные дела сразу подадут, а дальше – работа за ГБР», – акцентировал специалист.

Подытоживая, он отметил, что все правоохранительные органы у нас находятся под политическим влиянием, а ГБР не станет исключением.

«Но это пессимистический взгляд, а как будет на самом деле, поймем уже исходя из деятельности органа», – резюмировал Борис Малышев.

Как известно, 16 ноября комиссия назначила директором ГБР Романа Трубу.

Напомним, еще в прошлом году генеральный прокурор Юрий Луценко заверил, что за два года украинская прокуратура не будет иметь следствия вообще, то есть уже в следующем году должно заработать Государственное бюро расследований.

Как выполняет свои обещания генпрокурор и сколько из них он провалил, можно посмотреть по ссылке.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: