Резонансные покушения и убийства в Украине: какова роль полиции и оправдала ли себя реформа

Читати українською
Евгений Крапивинэксперт ЦППР

Убийства, теракты, взрывы в Украине – это не классический терроризм, с которым имеют дело сейчас Европа или Америка. Наша история несколько иная. Убийство Вороненкова, покушение на Мосийчука или убийство Окуевой можно считать политически мотивированными. Это тяжелая насильственная преступность. Полиция как орган правопорядка всегда имела с ними дело, но в значительно меньшей концентрации.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал специалист Ассоциации УМСПЧ Евгений Крапивин, оценивая реформу полиции с учетом трагической цепочки терактов и покушений в Украине.

Тяжелая полицейская миссия

«В других государствах полиция не занимается тяжелыми насильственными преступлениями. Для этого есть специализированные органы. У нас тяжелые убийства ложатся на полицию. Однако нужно понимать, что квалификация следователей полиции не так уж и высока», – констатировал Крапивин.

Он уточнил, что в Украине 95% преступлений расследует полиция.

«В основном это общеуголовные преступления. Это большой конвейер по работе с очевидными преступлениями – кражами, грабежами, легкими телесными повреждениями и тому подобным. А это значит, что в каждом подразделении нагрузки массовыми уголовными преступлениями достаточно мощные. Возникает такая ситуация, что на сложные уголовные производства остается меньше ресурсов и времени, так как полицейское и прокурорское руководство требует показателей раскрываемости повыше и побыстрее», – подчеркнул эксперт.

По идее, со временем полиция должна быть лишена этого, а данные дела будет вести специализированный орган, у которого будут на это ресурсы, прежде всего высококвалифицированные специалисты, добавил он.

«Тяжелая насильственная преступность – покушения, резонансные убийства – в одной из концепций должна была перейти в подследственность ГБР. Так или иначе, в контексте реформы органов правопорядка эти вопросы обсуждаются», – отметил специалист.

По его словам, полиция в этом ракурсе также реформируется. Речь идет о введении детективов, но и они ориентированы на общую уголовную преступность.

«Детективы пока мало что меняют. Только со временем, когда будут введены уголовные проступки и разгружено следствие, можно будет говорить о специфических видах преступлений», – уточнил эксперт.

Международный опыт и Украина

«В странах Европы существует практика межведомственного сотрудничества, когда собираются несколько сотрудников правоохранительных органов и работают над этими делами. У нас в УПК четко определена подследственность. Сейчас все убийства идут автоматом в полицию», – пояснил Крапивин.

Есть предложение закрепить подследственность за прокуратурой, то есть по каждому преступлению прокурор будет выбирать сам, кто его будет расследовать, формировать команду специалистов-следователей. Это можно было бы сделать, но в условиях нереформированности и политизированности нашей прокуратуры давать ей такие полномочия слишком рано.

По его словам, уже пять лет весь уголовный процесс пытаются переориентировать на немецкую практику.

«УПК Украины также под это заточен, что имеет определенное влияние. Например, в части проведения негласной деятельности – так называемая «процессуализация ОРД». Присутствует и американская модель. В частности, ГБР, которое будет действовать как отдельный специализированный орган по расследованию преступлений правоохранителей. Есть определенные институты, которые должны работать, например, институт защиты свидетелей», – отметил он.

Новая реальность

«Общий курс реформы заключается в том, что полиция должна заниматься уголовной преступностью. Отдельно должны существовать органы, у которых есть время, ресурсы и силы расследовать резонансные убийства, теракты и так далее», – продолжил специалист.

Статистика самых громких покушений и убийств в Украине за 2016-2017 годыСлово и Дело вспомнило громкие убийства и покушения не жизнь известных чиновников, политиков и общественных деятелей Украины, которые произошли за последние два года.

Он добавил, что ранее полиция не имела дела с регулярными терактами или убийствами.

«Суть в том, что такого, как сейчас, точно не было. Очевидно, что причиной этого является АТО, постмайданная ситуация, политические события. От этого уже никуда не деться, пока страна в таком состоянии. К сожалению, полиция не выглядит готовой к этому», – резюмировал Евгений Крапивин.

Подробный обзор статистики резонансных покушений и убийств в Украине – в материале по ссылке.

Напомним, еще в 2016 году в МВД планировали завершить проект полицейского спецподразделения КОВД. Проект осуществляли при поддержке правоохранительных органов США и Канады, но окончательно завершить его так и не смогли. Подробный перечень обещаний министра внутренних дел – по ссылке.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: