День железнодорожного транспорта: есть ли чем гордиться украинским политикам?

Читати українською
Сегодня, 6 августа, отмечают один из своих профессиональных праздников украинские железнодорожники. Слово и Дело подготовило к празднику обзор обещаний украинских политиков, посвященный железнодорожной отрасли.

Сегодня, 6 августа, во всем мире отмечают профессиональный праздник работники железной дороги – сети транспортных артерий, без которых невозможно представить ни нашу с вами повседневную жизнь, ни развитие экономики. В Украине день железнодорожника отмечается 4 ноября, но и дата 6 августа также считается праздничной.

Дело в том, что изначально день железнодорожника на территории Российской Империи, в которую входила большая часть Украины, отмечался именно 6 августа, поскольку по старому стилю на этот день приходился день рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог в стране. Однако в 1993 году праздничную дату решили перенести на 4 ноября, ведь в этот день в 1961 году по территории современной Украины проехал первый поезд (его путь пролег через Львов). И теперь у украинских железнодорожников профессиональный праздник дважды в год. «Слово и Дело» решило не ждать официальной даты и рассказать о том, что происходит на украинской железной дороге сегодня и как политики придерживаются обещаний развивать железнодорожную инфраструктуру страны.

В январе этого года, буквально через несколько дней после того, как «Укрзализныця» была выведена из подчинения Министерства инфраструктуры, премьер-министр Владимир Гройсман, который после этого стал непосредственным начальником главы УЗ Войцеха Бальчуна, торжественно пообещал, что «сделает все, чтобы «Укрзализныця» была успешной». Хотя, по нашему мнению, это является обязанностью любого руководителя, «Слово и Дело» все же зарегистрировало это заявление как обещание. Кто еще обещал работать на то, что «Укрзализныця» стала не просто перевозчиком-монополистом, но и смогла сравниться по всем возможным показателям с железными дорогами Европы – в обзоре «Слова и Дела».

К сожалению, разделить оптимизм Гройсмана крайне трудно. Несмотря на то, что сервис на железной дороге понемногу улучшается, к сожалению, невыполненных обещаний по ней у политиков пока что значительно больше, чем выполненных. Например, народный депутат Ярослав Дубневич, который очень ярко рассказывал на телеканалах о возможностях «Укрзализныци» и том, как она может сравниться по экономической эффективности с Deutsche Bahn, с января так и не смог зарегистрировать в Раде новый законопроект о железнодорожном транспорте. А его коллега по парламенту Александр Вилкул, позиционировавший себя как борец за справедливость, так и не инициировал ВСК по проверке работы предприятия, хотя пообещал это сделать еще в октябре 2016 года.

Еще один парламентский популист, Олег Ляшко, в феврале прошлого года убеждал, что фракция «Радикальной партии» будет бороться за то, чтобы цены на пассажирские билеты и грузовые перевозки не росли. Но уже 30 апреля 2016 года вступил в силу приказ Мининфраструктуры о 15-процентном повышении тарифов на железнодорожные грузоперевозки, а РПЛ так и не зарегистрировала обещанного лидером партии законопроекта.

Еще два обещания провалил министр инфраструктуры Владимир Омелян (еще тогда, когда УЗ подчинялась его ведомству). В октябре прошлого года он пообещал до Нового года отремонтировать около 100 пассажирских вагонов и добиться, чтобы все билеты и объявления на железной дороге дублировались на английском языке. К сожалению, ни того, ни другого Омелян сделать не смог.

Пока противопоставить им украинские политики могут только два выполненых обещания: Петра Порошенко о том, что «Урализниця» не будет продана, и Владимира Гройсмана – по презентации программы развития ПАО. Не будем останавливаться на них подробно, отметим лишь, что в октябре 2015-го УЗ была реорганизована, но основателем нового предприятия стал Кабмин, а программу развития железной дороги в июле 2016-го представил ее глава Войцех Бальчун.

Теперь к обещаниям, которые еще могут быть выполнены. Так, уже в этом году ожидают реализации намерения Гройсмана отремонтировать 14 тыс. вагонов УЗ и закупить более 8 тыс. новых вагонов. При этом обещание Омеляна по тем же вагонам звучит значительно скромнее: он обещает капитально отремонтировать только 200 штук. Это обещание министр дал еще в октябре 2016 года, как и обещание утвердить новые стандарты санитарных норм для пассажирских вагонов (никаких перьев и занавесок!). Вот только повлиять на их реализацию напрямую он вряд ли сможет. Разве что будет продолжать показательные поездки в плацкарте, тем самым стимулируя руководство к действиям: а вдруг в следующий раз министр захочет прокатиться на электричке Киев-Яготин? Хотя это вряд ли, и в администрации УЗ хорошо это знают.

Также пока в процессе находится обещание нардепа Дмитрия Добродомова о подаче законопроекта по преодолению коррупционной составляющей на «Укрзализныце», которое он дал в феврале этого года.

Ну и конечно, мы все очень ждем, когда УЗ получит обещанные министром Омеляном конфискованные средства Януковича и за них обновит свой подвижной состав.

Словом, работы впереди очень много и пока праздновать украинским политикам в день железнодорожника особо нечего. Сейчас этот праздник исключительно для тех людей, которые продолжают обеспечивать бесперебойную работу главного транспортного предприятия страны несмотря на низкие зарплаты, тяжелые условия труда и высокую ответственность – то есть для простых железнодорожников.

Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: