Прекращение АТО и поиск новых путей противостояния гибридной российской агрессии на Донбассе стало основным информационным месседжем на прошлой неделе. Нет сомнений в том, что оккупированные территории ОРДЛО нужно возвращать, ключевым вопросом остается «как именно?».
Такое мнение в эксклюзивном материале «Сила или хитрость. Четыре варианта деоккупации Донбасса» специально для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.
«В СНБО склоны к решительным и силовым методам в вопросе реинтеграции Донбасса. В пропрезидентской команде, напротив, выбирают более мягкий подход. Новому плану действий могла быть посвящена и недавняя встреча президентов Порошенко и Дональда Трампа. Скорее всего, это не финальная точка в ближайших переговорах по мирному урегулированию конфликта в Донбассе. Главная дипломатическая битва состоится в Гамбурге, где президент США встретится со своим коллегой из Кремля во время саммита G20», - анализирует Радчук.
Эксперт предположил, что для освобождения Донбасса могут применить «модель трансформера».
«Этот вариант предусматривает трансформацию АТО в более решительные военные действия, которые, в то же время, не станут полномасштабным наступлением на силы боевиков и российских войск. Главная стратегия - координация различных военных действий в ответ на применение силы противником, диверсионная и партизанская война», - обьясняет политолог.
На его взгляд, такой сценарий слишком опасен, ведь может спровоцировать еще большую агрессию, вследствие чего пострадают мирные жители.
Радчук не исключил и вариант «замораживания» конфликта на Донбассе, который по его словам, имеет как недостатки, так и преимущества.
«Во-первых, уменьшается количество жертв среди солдат и мирного населения. Во-вторых, есть возможность установить понятные «правила игры», которые будут предусматривать прекращение обстрелов, позволят мобилизовать силы и продумать оборону. Но есть существенный недостаток: в любой момент он может снова перейти в «горячую» фазу. Ведь враг также сможет набираться сил и использовать паузу для наращивания военной мощи», - анализирует политический эксперт.
Как считает политолог, наиболее сложный путь для Донбасса - модель реинтеграции.
«Для этого нужно будет совершенно продумать все законодательные вызовы, внедрить эффективные программы социальной поддержки граждан на временно оккупированных территориях. Речь и о правах переселенцев, возможности для переезда из ОРДЛО граждан, не желающих там жить. Прежде всего, речь идет о больших финансовых затратах, которых в кризисных условиях бюджет Украины может просто не обеспечить», - говорит Радчук.
При этом, уточнил он, чтобы внедрять данную модель, должны реально заработать мирные соглашения.
«Речь идет о том, чтобы заставить Россию пойти на серьезные уступки по Донбассу в обмен на некое «полуформальное» признание Крыма частью российской территории. Почему «полуформальное»? Потому что ни одна цивилизованная страна не пойдет на признание оккупации Крыма на международном уровне. А вот в случае, если на очередном фейковом референдуме, организованном Кремлем, жители полуострова «попросят» власти РФ об особом международном статусе, ситуация может измениться. То есть Путин и Ко могут предоставить миру формальные возможности сместить акценты: например, существование автономного Крыма теперь уже в составе РФ», - проанализировал Александр Радчук.
Подробнее читайте в материале «Сила или хитрость. Четыре варианта деоккупации Донбасса».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»