Подрыв автомобиля миссии ОБСЕ на территории, подконтрольной боевикам незаконной «ЛНР», вызвал международный скандал. Машина наблюдателей наехала на мину, в результате чего погиб один и пострадали два представителя миссии. Инцидент может привести к введению на Донбасс вооруженной полицейской миссии ОБСЕ. Этот сценарий весьма желателен для Украины, однако Россия предпримет все усилия для того, чтобы не допустить такого развития событий.
Подрыв бронеавтомобиля, в котором находились наблюдатели ОБСЕ, произошел 23 апреля на дороге Пришиб - Знаменка в Славяносербском районе Луганской области (территория контролируется боевиками «ЛНР»). Машина наехала на мину, вследствие чего погиб гражданин США и пострадали граждане Германии и Чехии (второй автомобиль, двигавшийся сзади, не получил повреждений). Раненых уже выписали из больницы, а вот сам инцидент вызвал большой международный резонанс. В частности, глава ОБСЕ, министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц потребовал тщательно расследовать обстоятельства взрыва и привлечь виновных к ответственности.
А 24 апреля замглавы специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ Александр Хуг заявил, что сразу после подрыва все патрули миссии были возращены на базу. «Это было сделано для того, чтобы обезопасить наших людей от дальнейших угроз, пока мы не поймем суть инцидента. Завтра (25 апреля - Авт) мы частично возобновим патрулирование на Донбассе», - сказал Хуг.
По факту подрыва автомобиля и гибели сотрудника СММ открыто уголовное производство с квалификацией «теракт». Существуют, как минимум, три причины, почему злополучная мина оказалась на пути следования автомобилей миссии ОБСЕ.
Случайный подрыв. Бронемашина, следующая в прифронтовой полосе, в 2 км от линии разграничения, могла налететь на случайную мину, заложенную в качестве «сюрприза». Тогда случившееся - не более чем трагический несчастный случай, обычное явление для зоны боевых действий. Впрочем, против этой версии говорят заявления Александра Хуга о том, что в данной местности вообще не должно было быть никаких мин. «Дорога, по которой следовал подорвавшийся патруль миссии, ранее использовалась как патрулями миссии, так и местным транспортом. Мин там не должно было быть вообще», - заявил Хуг.
Диверсия боевиков. Самая вероятная причина подрыва, если учесть тот факт, что сепаратисты довольно враждебно относятся к представителям ОБСЕ. Они сбивают беспилотники миссии, которые используются для наблюдения над зоной боевых действий, уничтожают автомобили, не пропускают представителей ОБСЕ на некоторые объекты.
Первый беспилотник миссии был сбит 29 октября 2014 года. Подобные обстрелы продолжаются до сих пор. Кроме того, 9 августа 2015 года неизвестные сожгли 4 автомобиля ОБСЕ, припаркованные возле офиса миссии в Донецке; 26 мая 2016 года представители ОБСЕ не смогли попасть в оккупированный боевиками Новоазовск - сепаратисты отогнали их предупредительными выстрелами. И, наконец, в марте этого года, боевики не пропустили наблюдателей в авдеевскую «промзону», пояснив, что там работают снайперы.
Также Александр Хуг заявлял о «хорошо спланированных» массовых акциях против деятельности ОБСЕ, которые проходили на оккупированных территориях. В целом, по словам Хуга, за последний два года наблюдатели ОБСЕ 183 раза оказывались в смертельной опасности в связи с обстрелами, угрозами физической расправы и так далее. Инцидент 23 апреля может являться новым элементом давления на миссию, чтобы вынудить ее поскорее убраться из Донбасса.
Эту версию, к слову, поддерживает секретарь СНБО Александр Турчинов. По его мнению, именно боевики подложили мину, чтобы добиться прекращения патрулирования членами ОБСЕ и обеспечить беспрепятственное перемещение российской военной техники. «Никакие действия гибридных войск не происходят без согласования с российским Генштабом», - добавил Турчинов.
Впрочем, если план состоял в том, чтобы выдавить ОБСЕ из Украины, то пока он не удался, поскольку миссия не собирается прекращать работу в нашей стране. Об этом заявил председатель СММ ОБСЕ в Украине Эртурул Апакан.
Действия «украинской ДРГ». Эту версию выдвинули боевики незаконной «ЛНР». Причем, главарь «ЛНР» Игорь Плотницкий дал понять, что наблюдатели ОБСЕ сами виноваты в том, что налетели на мину. «Этой трагедии можно было бы избежать при условии согласования сотрудниками миссии своих маршрутов с нашими силовыми структурами».
«Украинская ДРГ» - это наименее вероятный сценарий хотя бы потому, что Украине крайне нежелательно ссориться с европейскими организациями. И вообще, присутствие ОБСЕ на линии разграничения выгодно, прежде всего, украинской стороне, поскольку именно представители СММ фиксируют факты нарушения Минских договоренностей.
Тем не менее, гибель европейских наблюдателей может оказаться ненапрасной и действительно послужить скорейшему установлению мира в регионе. Дело в том, что сразу после инцидента возобновились разговоры о введении полицейской миссии на Донбассе. Это весьма желательный сценарий для украинских властей, которые рассчитывают, что вооруженные представители ОБСЕ помогут установить контроль над всем периметром украинско-российской границы в Донецкой и Луганской области. «Нынешний трагический инцидент (подрыв автомобиля - Авт) доказывает необходимость существенного усиления международного присутствия на Донбассе, в частности, путем развертывания вооруженной полицейской миссии ОБСЕ с надлежащим мандатом», - сообщили в постоянной миссии Украины в международных организациях в Вене. По словам Александра Хуга, решение о введении вооруженной миссии должен принимать Постоянный совет ОБСЕ.
Кроме того, Президент Петр Порошенко в разговоре с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном, который состоялся 23 апреля, призвал активизировать рассмотрение вопроса о международном миротворческом контингенте под эгидой ООН на Донбассе. Таким образом украинская сторона может обернуть трагический инцидент в свою пользу, развернув дипломатическое наступление и обеспечив ввод на Донбасс «третьей силы».
Впрочем, такое развитие событий ограничивается возможностями самой ОБСЕ, а также позицией России, которая полагает, что полицейская миссия может быть вооружена лишь легким стрелковым оружием и стоять не на госгранице, а на линии разграничения. Как пояснила официальный представитель МИД Мария Захарова, это «помешает украинским силовикам продолжать обстрелы «ДНР» и «ЛНР».
Этому сценарию Россия будет активно противодействовать и сейчас. В Кремле попытаются дискредитировать Украину в глазах мирового сообщества и развернуть новый виток информационной войны против нашей страны. Эти процессы уже происходят: по данным Главного управления разведки Минобороны, командование оккупационных войск ВС РФ развернуло «мощную антиукраинскую информационную кампанию под предлогом «объективного» освещения обстоятельств подрыва автомобиля Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на участке автодороги Знаменка – Пришиб».
Денис Попович специально для «Слово и Дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»