Несколько дней назад в СМИ появилась информация о том, что Президент Украины ветировал закон «О государственной поддержке кинематографии». Событие на первый взгляд довольно заурядное, если бы не один нюанс. Упомянутый закон был направлен на подпись Президенту более месяца назад - 13 октября, а значит сроки его подписания или ветирования согласно Конституции Украины прошли 28 октября. Почему же так происходит, что Президент нарушает нормы Конституции?
Конституция 1996 года оставила ряд неурегулированных вопросов. В отдельных случаях такая ситуация была объективной, ведь в процессе написания конституции законодатель не всегда может учесть те проблемы, которые могут возникнуть в будущем. К тому же, конституция не должна быть слишком большой и перегруженной большим количеством мелочей, поскольку чем больше по объему конституция, тем менее существенное влияние она имеет на общественное сознание.
Впрочем, огромное количество пробелов и положений Конституции Украины 1996 года стали также следствием желания тогдашнего Президента Украины максимально сконцентрировать власть в своих руках.
Одним из примеров является норма части первой статьи 94 Конституции Украины: Президент Украины в течение пятнадцати дней после получения закона подписывает его, принимая к исполнению, и официально обнародует его либо возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения. И далее в части второй статьи 94 Конституции указано: в случае если Президент Украины в течение установленного срока не вернул закон на повторное рассмотрение, закон считается одобренным Президентом Украины и должен быть подписан и официально обнародован.
Не нужно быть юристом, чтобы понять: словосочетание «должен быть подписан» означает обязанность совершить соответствующие действия, не давая Президенту никакой другой альтернативы. Впрочем, с самого принятия Конституции Украины Леонид Кучма игнорировал эту норму, подписывая законы или применяя вето в сроки, которые ему заблагорассудятся. Так, с задержкой на рассмотрение парламента подавались закон «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины» (через 20 дней после получения), закон «О Счетной палате» (18 дней), закон «Об остановке спада сельскохозяйственного производства и продовольственном обеспечении страны в 1997-1998 годах» (21 день).
Не учитывали статью 94 Конституции Украины и последующие президенты Украины.
Здесь уместно вспомнить, что похожая проблема имела место и в случаях, когда Верховная Рада Украины преодолевала президентское вето. Согласно первоначальной редакции статьи 94 Конституции, Президент обязан подписать закон, вето в отношении которого было преодолено в 10-дневный срок.
Впрочем, Леонид Данилович часто или не мог правильно посчитать 10 дней и подписывал значительно позже, или же... вообще не подписывал закон, вето на который было преодолено.
Очевидно, гарант Конституции исходил при этом из того, что закон ему не нравится. Именно поэтому, при внесении изменений в Конституцию Украины в 2004 году, редакция статьи 94 изменилась, предусмотрев, что если Президент в течение десяти дней не подписывает закон, вето в отношении которого преодолено, то закон неотложно официально обнародуется Председателем Верховной Рады Украины и публикуется за его подписью.
В то же время упомянутые изменения не коснулись ситуаций, когда Президент не подписывает впервые принятый Верховной Радой закон.
Поэтому нынешний Президент имеет возможность продолжить традицию пренебрежение Конституцией, начатую Леонидом Кучмой, поддержанную Виктором Ющенко и Виктором Януковичем.
P.S. Сначала я хотел назвать публикацию: «Почему Президент Порошенко чихать хотел на Конституцию?». Потом, немного остыв, опасаясь обвинений в причастности к плану «Шатун», решил изменить название. Это, конечно, же шутка, однако для меня вопрос остается открытым: почему Президент откровенно игнорирует Конституцию, гарантом соблюдения которой он является? По Конституции...
Александр Москалюк, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»