В мае политическая жизнь замедлилась. Основной новостью недели, помимо празднования 9 мая, стало продвижение Юрия Луценко на позицию генерального прокурора Украины.
9 мая
9 мая ожидалось днем идеологического противостояния. Такие даты хороши для замеров общественных настроений: сколько приверженцев есть у той или иной идеологии, и насколько они агрессивны, видно просто-таки на глаз.
Что же, в этот раз агрессивно настроенные персонажи были с разных сторон. Наиболее горячими точками были:
Киев, в первую очередь – Парк Славы. Попытка левых политсил (в основном, маргинальных) провести там православно-социалистическое шествие натолкнулась на сопротивление не менее маргинальных правых. До серьезных драк, впрочем, не дошло – полиция постаралась. Также проблемы с группами идеологических противников возникали у депутатов от «Оппозиционного блока», включая Юрия Бойко и Вадима Новинского, которые пытались возложить цветы к Вечному огню . Ну, да тем еще с прошлой недели не везет.
Славянск. Попытка нардепа от «Оппоблока» Наталии Королевской выступить перед жителями города была прервана броском пузырька с зеленкой. Зеленка, как известно, плохо отмывается. Поэтому вместо того, чтобы отмыть Королевскую, ее сторонники тут же измазались зеленкой сами. Что же, тоже самовыражение.
Львов. Там представители правых сил, видимо, обзавидовавшись городам, в которых еще остались коммунистические памятники и возможность их торжественно разбить, пытались снести бюст советского писателя Степана Тудора. Проблема была в том, что памятник под закон о декоммунизации не подпадает. Соответственно, его защищала полиция. Снос не вышел, зато хоть размялись.
Своеобразно отметили праздники и на оккупированных территориях. В «ДНР» и «ЛНР» – торжественными парадами, особенно ярко смотрящимися на фоне общего экономического состояния «республик». В Крыму же всех порадовала «прокурор» Наталия Поклонская, вышедшая на акцию «Бессмертный полк» (где полагалось идти с портретами погибших в годы войны родственников) с иконой государя-императора Николая Второго. И если родство между ним и Поклонской можно предположить хотя бы теоретически, то его гибель в годы Второй Мировой – это точно новое слово в мировой истории.
Луценко и парламент
Три дня ушло у парламента на то, чтобы все-таки избрать Юрия Луценко на должность генпрокурора. Этого очень хотел Президент. «Затык» был в законодательстве, согласно которому генпрокурор должен был иметь юридическое образование. У Луценко самую малость не то: электротехническое.
Поэтому, для начала нужно было изменить квалификационные требования. Парламент не очень успешно пытался сделать это несколько дней. Причем дело было не только в нежелании народных депутатов (бастовала даже часть подшефной Луценко фракции «БПП»), но и в характерной для нашего парламента низкой посещаемости. Попытки нового спикера Андрея Парубия заставить депутатов хотя бы иногда ходить на работу пока что особого успеха не имеют.
Как бы то ни было, за три дня и одно явное нарушение (один и тот же законопроект с минимальными изменениями регистрировали два раза подряд) парламенту все же удалось изменить требования к генпрокурору, после чего назначение Луценко пошло просто с третьей космической скоростью. Когда еще у нас голосование, подпись Президента и выход «Голоса Украины» происходили день в день, причем выход газеты де-факто опережал голосование? Такую скорость связывают с работой органов прокурорского самоуправления: депутаты хотят дать новому генпрокурору назначить себе замов до того, как это сделают новые советы прокуроров. Правда, спешка – всегда потери: злые языки поговаривают, что за решающие голоса групп «Відродження» и «Воля народу» президентским переговорщикам пришлось заплатить преференциями для бизнеса группы «Приват».
Возвращение Кононенко
Кто же возглавит фракцию БПП в отсутствие Юрия Луценко? Пока что, по логике субординации – скандально известный Игорь Кононенко. На днях Национальное антикоррупционное бюро объявило об отсутствии к нему фактических претензий, и нардеп был восстановлен в должности первого замглавы фракции. Впрочем, сам Юрий Луценко уверяет, что на самом деле Кононенко фракцию не поведет: мол, просто не хочет.
Дело Коцабы
12 мая суд Ивано-Франковска вынес вердикт по нашумевшему делу активиста Руслана Коцабы, призывавшего срывать мобилизацию в Вооруженные силы Украины. Виновным в госизмене его не признали, но осудили за препятствование законной деятельности армии и дали 3,5 года. Вообще-то, эта статья предусматривает «от пяти до восьми», но суд принял во внимание наличие у подсудимого двух несовершеннолетних детей. Учитывая закон Савченко, засчитывающий день в СИЗО за два дня в тюрьме – выйдет довольно скоро.
Новая полиция в Краматорске и Славянске
А к концу недели в соседних Краматорске и Славянске была запущена обновленная полиция. Торжественное событие посетил Президент Украины. И правильно: запуск полиции нового образца на деоккупированной территории несет не только практическую пользу, это еще и важный символический шаг.
Крым и Умеров
Тем временем в Крыму продолжаются обыски и неправомерные задержания крымских татар. На этой неделе узаконенному рейдерству подверглись дома нескольких частных лиц. Также были задержаны четыре человека, включая заместителя главы Меджлиса Ильми Умеров. Обвинения, как правило, берутся «с потолка» - от убийств до экономических преступлений (так, в случае штурма дома крымского татарина Абдуллы Баева в селе Пионерское, оккупанты так и не смогли определиться даже с формальным обвинением). Чуть иначе обстоит дело с активистами Меджлиса - их обвиняют в симпатиях к радикальной организации «Хизб-ут-Тахрир».
Линия разграничения
На линии украинско-террористического фронта на этой неделе было тише, чем в предыдущие месяцы. Но все равно были и обстрелы, и подрывы, и потери – особенно в районе Авдеевки. Снижение интенсивности боев объясняется затянувшимися праздниками у террористов – сразу после 9 мая они отмечали «Дни республик» и, похоже, несколько растеряли боеготовность.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»