Виктор Галасюк, представляющий в парламенте «Радикальную партию Олега Ляшко», выполнил 42 процента собственных обещаний, обойдя по этому показателю не только лидера своей партии, но и еще три четверти депутатов украинского парламента.
Кроме партийных интересов, Галасюк также отвечает за законодательные промышленные и бизнес-инициативы парламента, ведь он является главой комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства. В сегодняшнем интервью в рамках проекта «Відповідальні» «Слово и Дело» расспросило политика о секретах его ответственности и том, как она сочетается со склонностью его партии к популистским обещаниям.
Как Вы оказались в списке «Радикальной партии»?
Меня пригласил в список лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко как своего главного советника по экономическим вопросам. Я принимал активное участие в выработке экономической части программы «РПЛ» и впоследствии был назначен заместителем лидера партии по экономической политике.
Вы новый человек в парламенте, однако чуть более чем за год работы вы стали самым ответственным депутатом во фракции. В чем Ваш секрет?
Мы вообще – наиболее ответственная, дисциплинированная и продуктивная парламентская фракция. На это указывают многочисленные исследования результатов деятельности парламента VIII созыва (Прим. Ред: по данным «Слова и Дела», «РПЛ», напротив, является одной из самых безответственных фракций парламента, обойдя лишь депутатскую группу «Видродження»). Что касается меня лично, то все достаточно просто – занимаюсь тем, что люблю и в чем немного разбираюсь, говорю то, что думаю, и очень много работаю.
Если посмотреть на рейтинг «Слова и Дела», можно увидеть, что «старожилы» ВР выполняют обещания гораздо реже, чем новички. Почему, по Вашему мнению, возникла такая тенденция?
Потому что у новичков нет лавров, на которых можно почивать.
Как думаете, сколько программных обещаний выполнили депутаты «РПЛ» на сегодня? Назовите главные.
Считаю, что важна не столько количественная статистика, сколько качество и масштаб. Нам удалось сделать достаточно много, но этого все еще критически недостаточно для достижения главной цели – повышения уровня жизни граждан.
Вы прошли в ВР по списку партии, поэтому у Вас нет округа, за который бы Вы отвечали. Однако многие из Ваших коллег-списочников любят раздавать обещания местного уровня: по строительству дорог, школ, фельдшерских пунктов, даже о строительстве заводов. Иногда обещания касаются судебной системы или правоохранительных органов. Какие инструменты имеет народный депутат для выполнения обещаний, не связанных с законодательной деятельностью?
Среди таких инструментов – депутатские запросы и обращения, выступления в СМИ, меры парламентского контроля и главное – законодательные инициативы.
Депутаты часто дают обещания, реализация которых не относится к их сфере ответственности. В частности, на прошлых парламентских выборах «Радикальная партия» обещала списание 75% внешних международных кредитов. Не являются ли обманом избирателей такие малореалистичные обещания?
Когда мы с Олегом Ляшко впервые поднимали вопрос реструктуризации и списания государственного долга Украины, а это было еще в 2014 году, коллеги из других фракций на нас смотрели, как на сумасшедших, обвиняли в популизме и так далее. Когда же мы продолжили давить, зарегистрировали соответствующее парламентское постановление и впоследствии добились таких переговоров о реструктуризации, то частичное списание госдолга уже воспринималось совсем по-другому. Я уверен, что если бы в переговорах принимала участие не только министр финансов Яресько, но и на уровне политических заявлений премьер и Президент Украины, мы бы имели все шансы на списание не 20%, а 50-75% госдолга. И не на таких кабальных условиях, которые нам, к сожалению, были навязаны.
Также «радикалы» обещали помогать украинскому производителю путем предоставления кредитов на развитие под 5% на 10 лет. «Слово и Дело» предоставило этому обещанию статус «не выполнено», поскольку это не совсем зависит от народных депутатов. Что нужно сделать, чтобы это все же было реализовано?
Это абсолютно реалистичное дело и оно во многом зависит от народных депутатов. Механизм, в частности, создания таких специальных институтов экономического развития, как экспортно-кредитное агентство, агентство поддержки малого бизнеса и государственный банк восстановления и развития, выделение на них средств из Государственного бюджета, а также аккумуляция международной финансовой помощи. Законопроект об экспортно-кредитном агентстве №2142 уже поддержан парламентом в первом чтении.
Объясните, каким образом «РПЛ» собиралась выполнить обещание о возвращении Украине статуса ядерной державы?
Я занимаюсь экономической политикой и комментирую те вопросы, в которых разбираюсь.
Помните ли Вы все свои публичные обещания?
Думаю, мало есть людей, способных помнить все свои обещания. Иногда график настолько плотный, что я не помню, чем завтракал.
Что Вам лично мешает выполнять некоторые обещания?
Отсутствие эффективного взаимодействия с Кабинетом министров, доминирование второстепенных приоритетов в деятельности парламента, недостаточное количество рабочих дней сессионных недель. Кстати, наша партия предложила сделать пятницу полноценным рабочим днем Верховной Рады (законопроект №3557). Это настолько очевидно, что даже не подлежит сомнению. А глава Верховной Рады до сих пор не поставил этот вопрос на голосование...
Вы являетесь членом временной комиссии Верховной Рады по вопросам будущего. Что это за комиссия? Какие результаты работы за год?
Создание комиссии по вопросам будущего – это не украинское ноу-хау, такие комиссии действуют в большинстве парламентов стран Европейского Союза. Главной задачей является увидеть ключевые глобальные тренды – технологические, социальные, экономические – и хотя бы контурно спроектировать желаемое будущее страны через 10-20 лет. Не менее важно потом обеспечить инструменты достижения цели. Вообще-то, кто не планирует победу, тот обрекает себя на поражение. Первые результаты комиссии – это создание коммуникационной платформы, изучение и популяризация форсайта Згуровского (Михаил Згуровский – украинский ученый, ректор НТУУ «КПИ» – Ред.).
Кстати, я официально обращался к Президенту, чтобы на Национальный совет реформ пригласили профессора Згуровского, чтобы на основе исследований международного консорциума во главе с «КПИ» наконец обсудить там не второстепенные вопросы (такие, как дерегуляция и приватизация), а первоочередные – как место Украины в мире, сценарии и стратегия развития страны, комплексная программя социально-экономического развития. Знаете каким был результат? Профессор Згуровский так и не был приглашен. А вот меня на Нацсовет приглашать перестали. Потому, очевидно, что не хотят слышать откровенную профессиональную позицию, потому что нет политической воли для проведения настоящей модернизации страны. Потому что жить от кредита до кредита МВФ им удобнее, чем в корне реформировать собственную страну.
Сегодня Вы – ответственный депутат, а были ли Вы ответственным ребенком?
Да.
Выполняете обещания, которые даете своей семье?
Преимущественно да. Хотя иногда не так быстро, как хотелось бы.
Что сложнее – быть ответственным депутатом, или ответственным семьянином?
Это несравнимые измерения.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»