Денисова: в детстве меня называли «девочкой, которая мечтает стать прокурором»

Читати українською

Людмила Денисова трижды занимала должности глав министерств: на рубеже 1990-х и 2000-х она возглавляла Министерство финансов АР Крым, а позже – дважды руководила Министерством соцполитики (в правительствах Тимошенко и Яценюка). Кроме того, в послужном списке Денисовой – целый ряд других руководящих должностей. Сейчас она – народный депутат и глава парламентского комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения. Стоит ли удивляться тому, что в списке депутатов от «НФ», она – один из самых ответственных парламентариев, ведь, как признается сама Денисова, ее с детства называли «девочкой, которая мечтала стать прокурором».

«Слово и Дело» попыталось выведать у народного депутата секрет ее ответственности, а также поинтересовалось состоянием выполнения наиболее резонансных ее обещаний.

Ваш рейтинг свидетельствует о том, что Вы ответственный политик. Почему не все политики могут быть ответственными?

Человек либо ответственный, либо безответственный. На мой взгляд, я ответственна во всем. Когда была воспитателем детского сада, также была ответственной. Я работала больше, чем 6 часов (потому что такая смена у воспитателя), и всегда придумывала какие-то игры, потому что раньше в детском саду не было такого изобилия игрушек, как сейчас. Поэтому тут не от места работы человека зависит его ответственность или безответственность. Просто зависит от качеств человека. Думаю, что если человек хочет делать свое дело, то он его делает. Не хочет – значит, он безответственный. А я хочу делать свою работу.

Как Вы думаете, сколько обещаний программы «Народного фронта» выполнены на сегодня? Какие (назовите главные)?

Вот давайте с Вами обсудим. Я не очень понимаю, как вы делаете эти рейтинги. Я посмотрела свои выполненные, невыполненные… Меня интересует, за какой период мы говорим, и в какой должности вы меня мониторите. Например, одних вы промониторили только за период, когда они стали членами Кабинета министров, а меня вы мониторите и как члена Кабинета министров, и как депутата Верховной Рады. Это как-то непропорционально.

У вас на сайте написано, что у меня всего 61 обещание, я из них выполнила 57 (процентов – Ред.), 12 (процентов – Ред.) – в стадии выполнения. Это в том числе – построить «Стену» на границе. Опять же, если вы оцениваете мою работу как депутата, как главы комитета (ВР по вопросам социальной политики – Ред.), то полномочия мои как политика на этой должности не распространяются на постройку «Стены»… Я говорила это как член правительства на одной из передач и действительно давала такое интервью, что да, мы будем строить «Стену». Но на теперешней должности я могу быть причастна к этому вопросу, если нужно будет проголосовать за закон о выделении средств, и я поддержала закон о Государственном бюджете Украины на 2016 год, в котором они предусмотрены. И поэтому мониторить, что я в процессе постройки этой «Стены», не совсем правильно, на мой взгляд.

Мы можем много говорить о том, что выполнил «Народный фронт», что не выполнил, но это совершенно разноплановые вещи. Например, в мои полномочия как главы комитета входят вопросы социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения. Наш комитет рассматривает законопроекты, которые вносит правительство, также мы подаем предложения в парламент и я как народный депутат сама вношу законопроекты.

Например, реабилитация участников АТО. Когда я была министром, планировалось оздоровить 15 тысяч (человек – Ред.). Мы первые создали Государственную службу по вопросам ветеранов и участников АТО, в полномочия которой входили эти вопросы.

На сегодня все вопросы участников АТО – это не полномочия моего комитета. Но я считаю себя ответственным политиком, и социальная политика в том числе распространяется на социальную защиту участников АТО. Поэтому мы провели круглый стол, пригласили большое количество людей, в том числе представителей общественных организаций участников АТО. В результате этого мы написали проекты законов, часть из которых принята, другая часть находится на рассмотрении в парламенте и в других комитетах. Например, когда резервисты первые с Майдана, добровольцы ушли (на фронт – Ред.), их никто не взял приказом в армию… А погибло 120 человек и эти семьи остались без пенсий. Вот мы внесли такой проект закона, направленный на социальную поддержку этих семей.

То есть, я считаю, что это также должно обязательно поддаваться мониторингу… Я бы, например, хотела, чтобы вы мониторили действительно работу комитета. Сколько комитет рассмотрел таких острых тем, провел круглых столов, семинаров.

Вот, например, недавно, 11 марта, у нас был круглый стол, который мы проводили вместе с Международной организацией труда. В нем принимали участие представители как центральных, так и региональных органов власти, и мы обсуждали ратификацию Украиной Конвенции Международной организации труда №102 о минимальных нормах социального обеспечения. Ее ратификация была предусмотрена, когда Украина присоединилась в 2006 году к Европейской социальной хартии. То есть около 10 лет Украина шла к этому. Такое обязательство, будучи министром, я брала на себя в 2014 году. Я ездила в Международную организацию труда, встречалась с Гаем Райдером, генеральным директором. И вчера (16 марта – Ред.) ее ратифицировали в парламенте.

Еще один вопрос – медицинское страхование. Сейчас разрабатываем проект закона о медицинском страховании, и я думаю, что к лету он будет внесен в парламент. Я уже писала такой проект закона еще в 2006 году, когда была первый раз народным депутатом… Но жизнь не стоит на месте, уже условия поменялись – у нас есть теперь Фонд социального страхования, в который объединяются два фонда – временной потери трудоспособности и от несчастных случаев на производстве… В функции нашего Комитета также входит контроль за выполнением законов, которые приняты парламентом. И я могу сказать, что именно по Фонду социального страхования закон практически не выполняется. Несмотря на то, что директор исполнительной дирекции нового Фонда назначен уже 11 месяцев назад, больше года новый Фонд еще не начал свою деятельность. Хотели (в Минсоцполитики – Ред.) сделать хорошее дело – объединить два (социальных фонда – Ред.), теперь вместо двух есть три фонда. Это также подлежит мониторингу.

Довольны ли Вы работой нынешнего министра социальной политики?

Работу любого министра оценивают люди. А тем более – министра социальной политики. Вот только вы пришли, я расписывала почту. И каждое письмо от людей, конечно, с болью. Потому что на сегодняшний день ситуация такова, что прожить на 1074 грн (это минимальная пенсия) практически невозможно. А таких у нас 7 млн граждан. Вчера (16 марта – Ред.) мы на заседании комитета рассматривали законопроект Юрия Шухевича из «Радикальной партии», который он написал для того, чтобы предусмотреть определенный механизм повышения пенсии пенсионерам. Я такой механизм использовала в 2008 году, когда была министром соцполитики.

О работе Министерства: нужно сказать, что министр не ходит на комитет. Он просто игнорирует заседания. Он определил, что должны ходить заместители… Каждый министр социальной политики, теперь работающий в парламенте – Папиев, Королевская, я – мы всегда ходили на этот комитет. Почему комитет часто не поддерживает те законопроекты, которые вносятся этим министром, его позицию? Потому что если бы он пришел и защитил эту позицию, то мы бы его поддержали. Приходят заместители, которые не знают до конца позицию министра, почему именно так она изложена в этом проекте закона.

Вот, например, пенсионная реформа, которую мы рассмотрели в комитете уже около года назад, 13 мая 2015 года. Но она до сих пор не рассмотрена в парламенте, потому что было направленно письмо Кабинета министров о прохведении переговоров с Международным валютным фондом, и в письме просили пока не рассматривать этот законопроект. Вчера я узнала, что наконец министр социальной политики определился с готовностью рассмотрения этого законопроекта. У комитета негативное отношение к этому законопроекту было изначально. А сейчас оно не улучшилось, потому что он еще и устарел. Также негативное отношение Международного валютного фонда и Всемирного банка. Такое мнение эксперты этих финансовых организаций озвучивали на встречах. Предложенная Минсоцполитики норма о введении с 1 января 2017 года накопительного уровня увеличит дефицит Пенсионного фонда. С 1 января 2016 года работники не платят взносов, исчисления идут только от работодателей. То есть уже нужно поправлять этот проект закона.

Только есть одно но – пока законопроект не будет рассмотрен в парламенте, мы не можем внести другой законопроект о пенсионной реформе. У нас уже есть наработки. Потому что мы считаем, что сегодня пенсионное обеспечение должно быть реформировано.

Мы тесно сотрудничаем с заместителями министра, которые приходят на комитет. И министру нужно ходить на комитет и не бояться нас. У нас в одном комитете два бывших министра – я и Наталья Королевская, есть еще и председатель Совета министров Крыма Сергей Куницын. Мы готовы услышать позицию министра и будем с этой позицией соглашаться или не соглашаться. Но она должна быть ясна и донесена до Верховной Рады. Инициатором законопроектов все равно является министр.

Как думаете, были ли Вы более ответственной, чем нынешний министр?

Я не могу ответить на этот вопрос. Я являюсь ответственным человеком. Ну а уже про Розенко – это он может сам сказать, ответственный он или нет.

Ваш рейтинг ответственности формируется на министерских обещаниях, однако в статусе депутата Вы дали очень мало публичных обещаний, почему так?

Все озвучивается на заседании комитета. Приходите на комитет или смотрите в режиме онлайн-вещания, когда у нас есть камера. И мы всегда выставляем на наш сайт стенограмму.

Почему в Украине нет такой практики, когда министр, который не выполняет свои обещания, уходит в отставку?

Что значит, нет такой практики? Его парламент может отправить в отставку. У нас парламентско-президентская республика и парламент от имени народа нанимает того или иного министра. Они об этом, правда, забывают, как только переступают порог Кабинета министров. Помню, когда была министром в 2007-2010 гг., то был зарегистрирован проект постановления о моей отставке. Но его даже не ставили на голосование. Я отчиталась на парламентской трибуне. Они меня поблагодарили, сказали: «Спасибо, мы Вас заслушали, переходим к другому вопросу». То есть существует такой механизм у парламента – отправить министра в отставку, если парламент или народ, который делегировал это право парламенту, считает, что он не выполняет свои обязанности или безответственный.

Речь идет скорее о политической культуре…

У нас же были заявления об уходе в отставку некоторых министров. Потом они их отозвали. Парламент не рассматривал. Должна быть политическая воля у двух сторон. Политическая воля у министра подать в отставку, если он не справляется со своими обязанностями, и политическая воля, а не интрига, в парламенте отпустить такого министра как действительно не справившегося. Или учесть другие обстоятельства человека, почему он уходит.

У Вас есть обещание о том, что Вы не допустите отмены или сокращения субсидий малообеспеченным гражданам на оплату коммунальных услуг. Не было бы эффективнее, если бы государство реализовало стратегию энергоэффективности, вместо того, чтобы тратить 34 млрд грн на обеспечение населения субсидиями?

Сейчас такая стратегия реализуется. Через «Ощадбанк» вы можете взять бытовой кредит по низким процентам и утеплить свою квартиру. Такая программа еще в 2014 году была начата и она сейчас реализуется, средства на это предусмотрены в Бюджете на этот год.

Субсидии не отменены. Когда в прошлом году, 28 февраля, Кабинет министров Украины принял решение о новом порядке предоставления субсидий, мы ровно 4 месяца это критиковали. И благодаря усилиям комитета и моим личным усилиям, изменили тот порядок назначения субсидий. Как вы помните, первоначально было, если вы неправильно заполнили цифры, то с вас в два раза больше взяли бы за это штрафа. Теперь в декларацию не нужно вписывать сумму доходов, достаточно указать, где эти доходы были получены. А суммы сверяют в пенсионном реестре, в реестре налоговой. То есть мы эти 4 месяца потратили на то, чтобы усовершенствовать этот порядок, и мы его усовершенствовали.

Теперь на заседании комитета, уже когда получим более полную информацию, мы планирует обсудить вопрос о пересмотре социальных норм по газу, по теплу, электричеству, сколько человек может использовать. Уверена, что субсидия как поддержка граждан должна оставаться… Безусловно, лучше повысить доходы граждан, чтобы они сами могли платить. Вот это нужно делать и мы над этим работаем, чтобы они были увеличены. Конечно, очень хочется, чтобы у нас были все обеспечены и не нужен был такой вид помощи, как субсидия на жилищно-коммунальные услуги. Но, к сожалению, в ближайшем будущем нет такой перспективы, чтобы мы отменили субсидии как механизм поддержки малообеспеченных людей в оплате ЖКУ.

Несколько личных вопросов. Вы ответственный депутат, а были ли Вы ответственным ребенком, все делали, что обещали родителям?

Конечно. «Девочка, которая мечтала стать прокурором» меня все называли. И я бы им стала, потому что получила назначение прокурора по общему надзору Архангельской областной прокуратуры в 29 лет, но в этот же день мой муж был назначен следователем в Симферопольскую гарнизонную военную прокуратуру. И нам пришлось в 89-м году уехать из Архангельска в город Симферополь. Я приехала в Симферополь, пошла в Крымскую – тогда еще областную – прокуратуру и должна была туда пойти работать, но потом жизнь внесла свои коррективы. Все-таки я решила, что два прокурорских работника для одной семьи – это многовато, когда у тебя есть две маленьких девочки: одной было 3 годика, другой – 2. Поэтому я думала, что карьеру будет делать муж. Но получилось по-другому.

Кстати, о детях. Вы можете назвать себя ответственной мамой? Всегда придерживаетесь обещаний перед дочерьми?

Вчера (16 марта – Ред.) младшей дочери было 29 лет. Старшей – 30 было недавно. Знаете, мои девочки рано стали взрослыми. Я назначена была на должность начальника Пенсионного фонда в Крыму, когда старшей было пять. И они у меня уже с малых лет приготовились к взрослой жизни… Но я считаю себя ответственной мамой. У нас всегда было первое-второе-третье и компот. Теперь моя дочь ведет блог в Facebook «Варя, Даря, сыр и зефир», можете посмотреть, как она пишет про ответственность своей мамы. У нее много подписчиков. На сегодня у меня еще есть три внука и внучка. Я их просто обожаю и они любят свою бабушку Люду.

Что сложнее: быть ответственным политиком или мамой и женой?

Самое главное – это семья. И поэтому, когда ты делаешь выбор, ты все равно делаешь выбор в сторону семьи. И, безусловно, ответственность там гораздо выше. Но это не снимает ни в коей мере ответственности как с политика. Потому что ты строишь жизнь той страны, в которой живут твои дети. И тут ответственность вырастает в разы.

Ваш девиз по жизни

«Делай, что должен, и будь что будет». Это был девиз моего дедушки, он мне его по наследству передал. Он говорил: «Ты у нас, Людмила, делай, что должно быть, и не оборачивайся».

Людмила Денісова. ВідповідальніSlovoiDilo

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: