Реформа на марше: достижения и промахи новой патрульной полиции

Полиция третий месяц работает в Киеве, уже патрулирует улицы Одессы, Харькова, Львова. «Слово и Дело» решило проанализировать главные достижения и недостатки новой патрульной полиции.

Украина переживает настоящий полицейский «реформаторский бум». Почти каждую неделю министр внутренних дел Арсен Аваков анонсирует набор в ряды полицейских в каком-то из крупных областных центров. Полиция третий месяц работает в Киеве, уже патрулирует улицы Одессы, Харькова, Львова. В последующие несколько месяцев реформа патрульной службы будет реализована во многих крупных городах и областных центрах Украины.

Чтобы присоединиться к патрульной службе, нужно пройти серьезный конкурсный отбор. При этом, количество желающих вступить в ряды полиции не уменьшается. По словам главы МВД, обновление полиции в среднем составляет около 80%: только каждый 5-й полицейский ранее работал в милиции или внутренних войсках. Кроме того, в полицию отбирают и по возрастному критерию, проверяют уровень физической подготовки. Конкурсная комиссия пристально следит, чтобы в ряды патрульных полицейских не попали люди с сомнительным прошлым или с негативным коррупционным шлейфом.

Поэтому такие изменения прогнозируемо гарантировали рост уровня доверия граждан к самим правоохранительным органам. Еще во время Революции Достоинства, милиции доверяло не более 5% граждан, а уже сейчас – после полицейской реформы, уровень доверия вырос до 80%. Открытость и интерактивность работы новой полиции значительно улучшила уровень доверия киевлян. Теория «разбитых окон» сработала: теперь полицию вызывают не только для оформления ДТП, в случае краж или других серьезных правонарушений, но и часто с просьбами утихомирить хулиганов или слишком громкую вечеринку. Поэтому с восстановлением доверия к правоохранителям, возросло и количество вызовов – в среднем на 35% по сравнению с июлем 2014 года (за год до реформы) к июлю 2015 года.

Полиция: вежливые, оперативные, но не всегда компетентныеПолицейским удается быстро прибывать на место происшествия, они охотно помогают водителям и пассажирам, у которых сломалась машина, или пострадавшим в ДТП.

Жители столицы положительно отмечают скорость реакции новой патрульной службы: хоть количество вызовов и возросло, в 80% случаев правоохранители реагируют на них в течение 10 минут. Ранее сотрудники милиции могли обеспечить такой результат только в 11% случаев. Благодаря усилиям внутренней службы мониторинга в полиции быстро реагируют на факты коррупционного характера, к тому же, так же быстро работает и пресс-служба. Отныне любая жалоба на действия полиции не остается без внимания ее руководства, а гражданам вовремя объясняют причины тех или иных неудач или ошибок патрульных. Так, Арсен Аваков сообщил, что из 2 тысяч работников новой полиции в Киеве за последние несколько месяцев было уволено всего 28 человек. «Мы ожидали, что отсеются 10-20%, но отнюдь не такого малого количества», - отметил глава МВД Украины. Только 2 человека были уволены по фактам выявления коррупционных деяний с деньгами.

Новая полиция уже месяц работает по старым правиламМесяц назад Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом закон о Национальной полиции, вот только работают новые «копы» все еще «по-старому».

Впрочем, удачный старт полицейской реформы может сойти на нет в случае отсутствия работы над ошибками и внедрении дальнейших изменений в работе полиции. Патрульная служба – лишь часть общей реформы правоохранительной системы. Принятый закон «О Национальной полиции» вступил в действие только в августе этого года. В отличие от организации работы патрульных полицейских, на реформирование всего милицейского аппарата уйдут месяцы, если не годы. Пока в Кабмине всю тему с реформой правоохранительных органов свели к откровенному пиару на теме реорганизации патрульной службы. За последние несколько недель премьер-министр Арсений Яценюк уже трижды побывал в разных городах Украины, где вместе с главой МВД торжественно презентовал набор новой патрульной службы.

Что касается главных недостатков в работе полиции, эксперты отмечают низкую эффективность работы патрульной службы в направлении предупреждения нарушений Правил дорожного движения. Увеличилось время оформления протоколов на месте ДПТ (в среднем продолжительность увеличилась вдвое - до 1 часа, даже несмотря на то, что патрульная полиция приезжает раньше). Киевляне жалуются на то, что патрульная служба почти не реагирует на нарушения ПДД пешеходами, редко реагирует на грубые нарушения водителей во время движения. Один из полицейских на условиях анонимности рассказал «Слово и дело», что отсутствие реакции со стороны патрульных связано с большой загруженностью киевских дорог: чтобы не вызвать искусственных «пробок», полиция просто закрывает глаза на вопиющие факты нарушений ПДД со стороны столичных водителей. То же касается и «гонщиков» на скоростных авто и мотоциклах. С последними будет бороться специальное подразделение полиции, а обуздать скоростной нрав автомобилистов помогут, надеются в патрульной службе, автоматизированные системы фиксации нарушений - камеры наблюдения, которые после обработки информации оператором, будут направлять штрафы нарушителям ПДД по адресу их проживания. И хотя последняя идея до сих пор воспринимается в обществе неоднозначно, заместитель начальника управления патрульной службы Киева Дмитрий Евдокимов сообщил, что до 7 ноября 2015 года должны быть завершены основные работы по установке камер для фиксации нарушений правил дорожного движения. «До 1 тыс. видеокамер будет установлено на наиболее проблемных и загруженных дорогах столицы. А чтобы сделать оплату штрафов за нарушение правил дорожного движения проще, каждый патрульный автомобиль будет оборудован терминалами и мобильными принтерами для осуществления безналичных платежей», - заявил Евдокимов.

В Краматорске и Славянске тоже появится новая полицияГлава МВД заявил, что вскоре начнется набор в новую полицию в Ровно, Черновцах, Тернополе, Виннице, Ивано-Франковске, а также в Славянске и Краматорске Донецкой области.

Еще одна проблема – несоблюдение правил парковки авто в столице. Над решением этой проблемы в МВД размышляют вместе со столичной властью. Ведь, необходимо предусмотреть достаточное количество парковочных мест в центре города, или вводить специальные правила перемещения по улицам – так называемые «зоны движения». По подобной схеме организовано движение во многих европейских городах: в центре города движение автотранспорта максимально ограничено, предоставляется преимущество пешеходному движению. Тогда как во «второй зоне» (прилегающей к центру города) в приоритете общественный транспорт и разветвленные сети велодорожек, и уже на окраинах города предпочтение отдается скоростному движению автотранспорта. В столичных реалиях достичь такой схемы будет трудно, впрочем, ограничить движение автомобилей в центре города – вполне реально.

После принятия закона «О Национальной полиции» полномочий у патрульных стало больше. Отныне они могут не только составить протокол об админнарушении или доставить преступника в полицейский участок, но и вполне свободно применить другие санкции против правонарушителя. Например, отныне кроме штрафа водителю за неудачную парковку, полицейский сможет вызвать эвакуатор при отсутствии водителя на месте и освободить проезжую часть или тротуар от непредвиденной преграды.

Существенным недостатком нового закона стало отсутствие нормы о фиксированном размере заработной платы полицейских, хотя при разработке законопроекта на необходимости данной нормы настаивали представители общественности. Поэтому уровень зарплаты сотрудников полиции будет определяться отдельным постановлением Кабмина. По мнению экспертов, при принятии соответствующего законодательства политические игроки просто перестраховались: сейчас зарплата работников патрульной службы составляет 8 тысяч гривен, однако каким будет конечное количество всей структуры Национальной полиции – пока неизвестно. Сейчас в органах милиции работают более 150 тысяч человек.

Безусловно, основным преимуществом реформы патрульной службы является ее сущностное наполнение: теперь это не карательная структура на службе у государства, а вполне организованная сервисная служба с существенными полномочиями по наведению порядка. Следующим шагом в реформировании правоохранительных органов, на котором отмечают и сами граждане, и патрульные полицейские, является создание криминальной полиции и органов предварительного расследования. Ведь без этих подразделений вся реформа по внедрению новой патрульной службы быстро сойдет на нет.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

Загрузка...