Реформа Национального банка Украины: что было сделано за время правления Гонтаревой?

Читати українською
Председатель Национального банка Украины Валерия Гонтарева заявила, что НБУ закончил реформирование. «Слово и Дело» решило разобраться, что именно было сделано в Нацбанке.

Национальный банк Украины завершил свое реформирование. По словам главы НБУ Валерии Гонтаревой, украинский центробанк провел все реформы, которые планировались. «НБУ достиг всего, что мы планировали. Нам в этом повезло, мы независимы, мы имеем свой бюджет, мы полностью трансформировали систему НБУ. Сделали из него современный институт», – заявила руководительница Нацбанка. Но так ли все хорошо на самом деле, разбиралось «Слово и Дело».

Что планировалось

Почти год назад Национальный банк Украины презентовал реформу ведомства. Так, согласно предлагаемым изменениям, НБУ должен был сократить количество работников на четверть, а территориальные и структурные подразделения – вдвое. По проекту реформы, территориальные управления НБУ объединяются в четыре макрорегиона в Киеве, Львове, Одессе и Днепропетровске. Решил избавиться Нацбанк и от профильных учебных заведений, которые передаются под опеку Министерству образования.

Нацбанк хочет хранить золотовалютные резервы в ЕвропеНациональный банк Украины рассматривает возможности размещения в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Австрии, Австралии или Канаде золотовалютных резервов.

Кроме того, трансформация регуляторной функции предусматривала, что структура НБУ будет фокусироваться на нескольких группах: монетарной политике, пруденциальном надзоре, финансовой стабильности, денежном обращении и расчетных операциях. «Что касается организационной трансформации, то реформа предполагает сокращение иерархической структуры регулятора до четырех уровней, полный пересмотр функций и численности персонала, централизации функций на уровне центрального аппарата, вывода за пределы НБУ несвойственных центральному банку функций», – подчеркнул и. о. заместителя председателя Национального банка Владислав Рашкован.

Что сделано

«Мы не только сократили свой штат, но и на 50% сократили наши основные расходы», – отметила Валерия Гонтарева. Однако сокращение, которое уже произошло, еще не окончательное: к концу 2015 года должно остаться не более 5300 работников. «Внутренняя трансформация – это не только сокращение более 50% нашего персонала. Когда я пришла в Национальный банк, у нас было 11,8 тыс. сотрудников, а к концу этого года у нас будет 5,3 тыс.», – сказала она.

Удалось руководительнице НБУ разобраться и с наплывом «олигархических» и недобросовестных банков. «В первой части реформы мы планировали расчистить банковскую систему и я скажу, что мы провели расчистку. Более 50 банков было отправлено в Фонд гарантирования вкладов, и по сути это была сфера олигархического банкинга в Украине», – отметила чиновница.

Нацбанк пригласил PayPal в УкраинуНациональный банк Украины своим постановлением разрешил международным платежным системам, таким как PayPal, ApplePay и GoogleWallet, работать в Украине.

За последние полтора года НБУ озвучивает следующие результаты: удалось обнаружить 7 банков, занимавшихся отмыванием денег, 52 банка были признаны неплатежеспособными, 0 банков было зарегистрировано, 35 банков прошли стресс-тестирование, более 2,2 тысяч работников были сокращены. Кроме того, учетная ставка НБУ сначала поднялась с 19,5% до 30%, а теперь снизилась до 22%, а золотовалютные резервы составляют уже 13 млрд долларов.

Однако, несмотря на все проведенные изменения, НБУ на сегодняшний день продолжает находиться в процессе перезагрузки. Причина этого процесса лежит в отсутствии других реформ. «Мы находимся в процессе перезагрузки банковского сектора, поскольку невозможно запустить кредитование, когда ты в процессе реструктуризации, рекапитализации, когда нет судебной реформы. Мы должны готовиться к тому, что экономика должна начать расти», – подытожила результаты Гонтарева.

Следует отметить и другое: согласно комплексной программы развития финансового сектора Украины, по состоянию на середину 2015 года должна была начаться вторая фаза реформирования, в которую входят вопросы защиты потребителей и инвесторов, восстановление доверия, пенсионная реформа и развитие инфраструктуры.

Экспертное мнение

Несмотря на все достижения, которые озвучивает Национальный банк Украины, эксперты реальных реформ не видят. По их мнению, разговоры о завершении реформирования – преждевременны.

Гонтарева много раз говорила Порошенко «нет» – ЛожкинГлава Администрации Президента Борис Ложкин заявил, что руководитель НБУ Валерия Гонтарева является абсолютно независимым от Президента человеком.

«Само заявление Гонтаревой резонансное, ведь общество мало интересует кадровые изменения в НБУ. Сейчас много безработных банкиров. Мы говорим о значительном сокращении штата. Законодательно были закреплены нормы относительно совета НБУ. Реформа идет, но сказать, что она уже закончена, это преждевременно. НБУ к своим заслугам приписывает «чистку» в банковской сфере. Но с другой стороны, это стресс, ведь большое количество банков ушло с рынка. Одно дело вывести с рынка банки без клиентов, но ушли несколько средних и крупных банков, где так и не решены проблемы с вкладчиками», – сказал в эфире радиостанции «Голос столицы» финансовый эксперт и экс-член совета Нацбанка Василий Горбаль.

Поддерживает коллегу и бывший заместитель главы Нацбанка Александр Савченко. «Сейчас можно сказать, что НБУ даже еще не начал реформирование. Говорить о серьезных изменениях можно будет только тогда, когда инфляция снизится до 5%, ставка по кредитам будет превышать инфляцию лишь на один процент и т.д. Критерием реформы, в банковской сфере, в других, это улучшение жизни, уменьшение налогов, уменьшение тарифов ЖКХ, а также уменьшение ставок по депозитам и кредитам и прочее», – отмечает в комментарии «Слову и Делу» эксперт.

Жалуются на буксование реформ и некоторые работники НБУ. Например, недавно ушел со своего поста директор департамента регистрационных вопросов и лицензирования Леонид Антоненко. «Завтра мой последний день работы в Национальном банке. Я ухожу, потому что реформа, за которую я отвечал на посту директора департамента регистрационных вопросов и лицензирования, забуксовала и начинает давать обратный ход. Мы подготовили для правления Концепцию реформирования института регистрации, обсудив ее со всеми заинтересованными департаментами Нацбанка, банками, представителями Международного валютного фонда. Если бы эти предложения были своевременно приняты, Национальный банк сегодня должен был иметь в своем распоряжении инструменты для управления кризисом. Но вместо того, чтобы поспешить исправить ошибку, Национальный банк осуществляет одну за другой новые и новые ошибки», – написал он в Facebook.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: