Старые тормоза новой реформы государственной службы

Читати українською
«Слово и Дело» решило разобраться, почему же в действительности тормозится реформа государственной службы и кому это нужно.

Похоже, в треугольнике «Президент – Кабмин – Верховная Рада» возникает новый фронт противостояния. Еще одна попытка хотя бы в законодательном русле прописать «правила игры» для начала реализации очередной реформы испытывает существенное сопротивление. На этот раз неожиданно «пробуксовать» реформаторские потуги решили в Администрации Президента.

Очередной скандал только набирает обороты. В конце прошлой недели, во время закрытого заседания Национального совета реформ (специального консультативно-совещательного органа при Президенте Украины по вопросам стратегического планирования, согласования позиций по внедрению единой государственной политики реформ и их реализации, в который входят 18 постоянных членов и еще 36 - привлекаются к работе) в Администрации Президента предложили отозвать правительственный законопроект №2490 «О государственной службе», мотивируя это наличием претензий к документу со стороны ЕС.

Интрига заключается в том, что сам законопроект народные депутаты еще в апреле этого года с 19 попытки приняли за основу в первом чтении, а Нацсовет по реформам не имеет полномочий для отзыва данного документа.

Впрочем, это не помешало участникам закрытого заседания поручить спикеру парламента Владимиру Гройсману не только снять соответствующий законопроект с рассмотрения, но и еще раз создать рабочую группу для разработки нового документа.

Похоже, что кто-то особенно заинтересован в затягивании реформирования госслужбы, ведь именно об этом идет речь в законопроекте №2490.

Quo vadis?

Экспертное сообщество не на шутку шокировано таким развитием событий. Во-первых, проект закона «О госслужбе» разрабатывался почти год. К его написанию были привлечены украинские и международные эксперты, документ получил положительные отзывы в профильных европейских экспертных учреждениях. И самое интересное - документ был разработан при финансировании европейцев, которые к тому же были готовы выделить десятки миллионов евро безвозвратной помощи на проведение реформы госслужбы в Украине. Первые 600 тыс. евро должны были поступить уже в начале 2016 года. В июле этого года в Евросоюзе предложил предоставить дополнительные 75 млн евро к 600, которые были предложены ранее, именно на проведение открытых конкурсов, тестирования и обновления кадрового состава всех государственных органов Украины в течение следующего года.

Во-вторых, реформа государственной службы предусмотрена в коалиционном соглашении, подписанном всеми фракциями большинства после досрочных выборов в парламент в конце 2014 года. Более того, о ее проведении говорится в президентском Указе от 12 января 2015 года «О Стратегии устойчивого развития «Украина-2020».

Казалось бы, всех этих предпосылок более чем достаточно, чтобы наконец начать движение к переменам.

Реформа госслужбы: профессиональные чиновники вместо политических квот в управлении государствомС новым законопроектом о госслужбе у Украины есть шанс получить действительно профессиональную и мотивированную чиновничью армию.

Эпопея с реформированием госслужбы длится не один год. Еще в 2011 году Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом президентский законопроект №8306 «О государственной службе». Данный документ предусматривал введение стимулирующей составляющей в заработной плате чиновников, ужесточение этических требований к ним, а также введение более прозрачных механизмов отбора кадров на государственную службу. Впрочем, реформа госслужбы во времена экс-президента Виктора Януковича так и не началась: вступление документа в силу откладывали дважды. В конце концов, уже в 2014 году было принято решение разработать новый законопроект под гарантии новой власти и под финансирование ЕС.

Законопроект №2490 предлагает ряд революционных изменений. Во-первых, вводятся неполитические должности государственных секретарей, которые не будут зависеть от министров и их политической принадлежности. Во-вторых, вводится исключительно конкурсный отбор на все должности государственной службы. В-третьих, происходит деполитизация должностей государственной службы. В-четвертых, вводятся серьезные изменения в формирование должностных окладов чиновников, в то же время некоторые льготы наоборот - значительно сокращаются. Наиболее интересным нововведением является предложение о проведении открытых конкурсов на чиновничьи должности: в случае принятия закона назначать чиновников в министерствах и ведомствах по своему усмотрению станет невозможно.

В замкнутом кругу...

Пока Нацсовет по реформам планирует в очередной раз отсрочить начало настоящих изменений в сфере государственной службы, суть реформирования чиновничьего аппарата сводится к банальному уменьшению количества должностей - сокращению госслужащих. Процесс якобы и нужный, более того - полезный, и также предусмотрен новой реформой о госслужбе. Впрочем, даже результаты сокращений среди чиновников не впечатляют. Несмотря на обещания Премьер-министра Арсения Яценко и министра юстиции Павла Петренко сократить количество госслужащих на 20-50%, в течение 2014-2015 годов было уволено всего около 35 тыс. чиновников (с 330 до 295 тыс.). При этом эксперты отмечают, что формально сокращали не самых служащих, а количество должностей. То есть речь идет об укрупнении, объединении определенных должностей, но не об увольнении чиновников как таковых.

Украине необходимо перепрофилирование госслужащих - экспертЮрий Саух убежден, Украине нужна программа социальной адаптации и перепрофилирования государственных служащих

Пока что судьба законопроекта №2490 будет зависеть от того, как плодотворно поработает профильный комитет по госстроительству, региональной политике и местному самоуправлению, заседание которого планируется в ближайшую пятницу. Комитет возглавляет один из ближайших соратников лидера фракции «Батькивщина» Юлии Тимошенко – народный депутат Сергей Власенко. Во время заседания комитета нардепы должны рассмотреть более 1300 поправок к законопроекту, чтобы уже в октябре внести его на второе чтение.

Некоторые эксперты считают, что Президента просто дезинформировали о том, что законопроект о реформе госслужбы признали некачественным в ЕС. Европейцы уже опровергли свое недовольство и призвали и парламентариев, и правительство, и Президента продолжить реформу государственной службы. «Проект закона учитывает международный опыт и принципы государственного управления, применяемые в ЕС и в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Также этот проект предлагает эффективные решения для решения главных проблем, с которыми сейчас столкнулась государственная служба Украины. Принятие этого проекта закона является условием в двусторонней программе помощи между Украиной и ЕС, в частности, что касается контракта на государственное развитие, макрофинансовой помощи, а также возможных будущих программ помощи по реформе государственного управления. Мы ожидаем, что действующие дискуссии относительно изменений к этому проекту закона сделают необходимые разъяснения и улучшения с целью принятия предложенного законодательства в кратчайшие сроки», – говорится в распространенном заявлении Представительства ЕС в Украине относительно намерений Нацсовета по реформам начать работу над новым законопроектом.

«Коррупционный улов» СБУ за август: больше всего коррупционеров – среди госслужащихЗа август по подозрению в коррупции Служба безопасности Украины задержала 23 государственных служащих.

Актуальным остается вопрос, почему же в действительности тормозится реформа и кому это нужно. Заинтересованных групп влияния остается много. Это и сами высшие руководители государства, и руководство партий, которые хотели бы сохранить влияние на «политические квоты» в исполнительной власти для лоббирования собственных интересов. И, наконец, сама многотысячная армия бывших и нынешних чиновников, которые пользуются пожизненными льготами за свои «достижения» на службе у государства и которых, согласно реформе государственной службы, планируют существенно сократить.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: