Императорское молчание: к каким шагам готовится путинский режим?

За последнее время произошло несколько серьезных событий, которые заставили придержать настроения «ястребов» из команды советников президента РФ Владимира Путина.

События двух последних недель показали существенный прогресс Украины и ее западных партнеров в вопросе усиления давления на позиции России. Произошло несколько серьезных событий, которые заставили придержать настроения «ястребов» из команды советников президента РФ Владимира Путина. Однако градус противостояния не снизился: в России продолжили варварское уничтожение завезенных из ЕС «санкционных» продуктов питания, в лучших традициях сталинской эпохи объявили страшные приговоры по фальсифицированным делам украинцам Олегу Сенцову и Александру Кольченко, не прекращая безумную антиукраинскую пропаганду с экранов телевизоров.

На фоне очередной мировой рецессии и снижения цен на нефть, а также под влиянием санкций со стороны западных стран, экономика России продолжает постепенное падение. Аналитики, опрошенные влиятельным экономическим изданием Bloomberg, прогнозируют, что если цена нефти достигнет значения в 22,5 доллара за баррель, экономику РФ ожидает настоящий масштабный кризис. После серьезного падения на прошлой неделе до отметки в 43 долл. за баррель, цена нефти марки Brent на мировых рынках возобновила рост и сейчас составляет 52 долл. за баррель. Впрочем, по мнению экспертов, это краткосрочный рыночный эффект, и цены на нее и в дальнейшем будут снижаться в контексте замедления темпов роста экономики Китая.

Децентрализация по-украински: столкновения, гранаты, кровь и смертьВерховная Рада Украины в первом чтении приняла законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины в части децентрализации. За принятие законопроекта о конституционной реформе проголосовали 265 из 368 депутатов Верховной Рады, против – 87.

В то же время украинская власть сумела достичь как минимум двух неоднозначных, но существенных побед: реструктуризации и списания части внешнего долга, а также предварительного принятия изменений в Конституцию в вопросе децентрализации. Оба этих шага встретили шквалом критических замечаний, но, как бы там ни было, в геополитическом аспекте они существенно портят планы режима Путина. Это видно как минимум по тому, что Россия не присоединилась к группе кредиторов, готовых пойти на уступки Украине в вопросе списания или реструктуризации ее внешнего долга. Во-вторых, изменения в Конституцию автоматически усиливают переговорные позиции украинской власти в вопросе договоренностей о прекращении конфликта на Востоке. То есть, руководствуясь захватнической логикой, чтобы сделать все, чтобы «проект Украина» не состоялся совсем, в Кремле наверняка уже думают над новыми оригинальными дипломатическими ловушками.

Возможно, очередной рост градуса геополитического противостояния произойдет накануне заседания Генассамблеи ООН, которое состоится в середине сентября, и на котором ожидается и присутствие российского президента.

Затишье перед бурей

Данные пресс-центра АТО свидетельствуют, что на фоне усиления обстрелов позиций ВСУ с оккупированной части Донбасса в начале августа, уже в последние дни лета их количество существенно уменьшилось. Сами руководители квазигосударственных образований ДНР-ЛНР в своих заявлениях и выступлениях начали намекать на нехватку боеприпасов. А в штабе АТО сообщили о том, что мужчины призывного возраста на оккупированных территориях Донбасса массово уклоняются от так называемой «мобилизации» в ряды террористов. По состоянию на 1 сентября, по данным Совместного центра контроля и координации, обе стороны конфликта на Донбассе полностью соблюдают режим прекращения огня.

Но о положительных сдвигах в решении конфликта говорить пока рано. Россия и террористические войска вряд ли так легко откажутся от своих планов по дестабилизации ситуации не только в восточном регионе, но и на остальной территории Украины. Ярким тому свидетельством стало голосование за изменения в Конституцию относительно децентрализации. Жесткость политической дискуссии между противниками и сторонниками такого шага привела к жертвам в самом центре столицы. Противники внесения изменений в Конституцию, вероятно, правы: децентрализация в том или ином виде вряд ли решит вопрос мирного урегулирования конфликта на Донбассе. Но сторонники такого шага кивают на позицию западных партнеров, мол, изменения в Конституцию являются одним из условий поддержки Украины со стороны ЕС и США в вопросах продолжения санкционного давления на Россию и мирного урегулирования в формате Минских договоренностей.

Эксперты справедливо отмечают: международные позиции Украины шатки и любые политические маневры могут привести к еще более серьезным последствиям. «К сожалению, внесение или невнесение изменений в Конституцию никак не скажется на эскалации или деэскалации ситуации на Донбассе. Стратегия Путина на Конституции не завязана, она завязана на том, чтобы заставить Украину сделать максимальное количество ошибок, в том числе – не выполнить Минские соглашения, что приведет к отмене санкций и выходу европейских государств из переговоров в «нормандском формате», – заметил политтехнолог Тарас Березовец.

Ожидается, что ключевые решения руководство РФ примет для себя именно в середине сентября, после посещения заседания Генеральной ассамблеи ООН. Вариантов три:

– государства на мировом уровне (в том числе и Россия) договорятся о решении конфликта на Донбассе путем введения международного миротворческого контингента на равноправных для всех сторон условиях;

– Россия и спонсируемые ею террористы продолжат дальнейшую эскалацию конфликта и ключевым вопросом в этом контексте будет проведение местных выборов на оккупированной части Донбасса по правилам так называемых ДНР-ЛНР;

– открытый полномасштабный конфликт с наступлением российской регулярной армии на остальную территорию Украины со стороны северных и южных регионов. Еще одним стимулирующим фактором для реализации такого сценария могут быть результаты местных выборов в Украине: если пророссийским политическим силам не удастся хотя бы частично взять реванш и восстановить свои позиции в юго-восточных регионах, у режима Путина исчезнут другие рычаги для расшатывания внутриполитической ситуации. А значит, альтернативных вариантов открытой военной агрессии в Кремле просто не увидят.

Дипломатическое наступление Украины

Пока победы украинской власти в решении конфликта на Донбассе сосредоточены на надеждах ввести более широкие санкции со стороны западных стран по отношению к России. Именно это и является главной целью внесения изменений в Основной Закон как одного из пунктов выполнения Минских договоренностей. Президент Петр Порошенко за последние несколько недель имел длительные переговоры с лидерами Франции и Германии. Ожидалось также расширение так называемого «нормандского формата» переговоров, или же коренное его изменение на другой, более перспективный мирный план. Уже на днях Президент анонсировал заседание СНБО, во время которого будут рассмотрены вопросы о введении санкций в отношении Российской Федерации именно со стороны украинского правительства.

Суд неизбежен: международный трибунал для РФ теперь будет от Генассамблеи ООН – экспертСпециалист поделился соображениями, относительно того, что РФ воспользовалась правом вето относительно проекта резолюции Совета Безопасности ООН по делу уничтоженного малайзийского Боинга.

Оптимизм Порошенко разделяет и украинский министр иностранных дел. По словам Павла Климкина, пока усилия едва ли не всех западных партнеров Украины лежат в плоскости мероприятий, которые помогут заставить Россию работать в мирном формате Минских договоренностей. О каких именно санкциях и действиях Запада идет речь – пока неизвестно.

А вот еще одним фактором для реального решения конфликта на Донбассе, на который так надеются в МИД, является возможность ограничения Генассамблеей ООН права вето для России. Оптимизма добавляет тот факт, что такую идею уже поддержали около 40 стран. Однако тут важно понимать: истинной причиной такого шага является не конфликт на Донбассе, а позиция России относительно создания международного трибунала по расследованию трагедии с малайзийским «Боингом», сбитым летом 2014 года над территорией Украины. «Дискуссия продолжается, мы очень поддерживаем идею об ограничении права вето. Существует инициатива, к которой уже присоединились более 40 стран. Я всегда был ярым поклонником ограничения права вето, поскольку мы не можем оставаться в сороковых или пятидесятых годах. Мы живем в другом, глобализированном мире. И когда в Совете безопасности происходят случаи, такие как в конце июля, когда Россия просто заблокировала создание трибунала по малайзийскому Боингу, это единственный механизм, как можно расследовать, как это произошло, а главное – привлечь виновных к ответственности», – отметил Климкин.

Сейчас надежды украинской стороны понятны: лишение права вето для России может пригодиться при создании миротворческой миссии ООН на Донбассе. Ведь в противном случае РФ может заблокировать этот процесс, если ее позиции будут проигнорированы мировым сообществом. Дело в том, что, скорее всего, позиция российской стороны будет неприемлема для Украины в контексте реального решения конфликта на Донбассе. Спровоцирует ли такой возможный шаг мирового сообщества в рамках ООН очередную агрессию Кремля, украинцы почувствуют на себе первыми. Ждать осталось совсем недолго.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...