Авиастроительный завод «Антонов» в Украине знают даже дети. Ведь именно этот завод, функционирующий в Киеве, создает летательные аппараты, признанные во всем мире. И тем ценнее это государственное предприятие для финансово-промышленных групп во власти. Сегодня авиаконцерн является одним из немногих предприятий мира, реализующих полный цикл создания современного летательного аппарата. Таким образом, созданный еще в средине прошлого века авиастроительный завод до сих пор остается лакомым кусочком.
Превращение в концерн
Современное госпредприятие «Антонов» было создано только в 2009 году, путем присоединения Киевского авиационного завода Авиант к Авиационному научно-техническому комплексу имени Антонова (АНТК). В состав ГП «Антонов» также входят авиакомпания «Авиалинии Антонова» и ремонтный «Завод 410 гражданской авиации».
Подчиняется госпредприятие Министерству экономического развития и торговли, но 31 марта правительство приняло постановление о включении «Антонова» в состав государственного концерна «Укроборонпром». И теперь госпредприятие будет работать, в том числе, на благо украинской армии. «Только несколько стран мира обладают таким потенциалом и такими технологиями, которые сегодня в Украине олицетворяет «Антонов». Очень надеюсь, что последнее решение правительства, согласно которому объединяются самолетостроительный потенциал «Антонова» с возможностями «Укроборонпрома», даст свою синергию», – подчеркнул Президент Украины Петр Порошенко. А также заявил, что «хотел бы видеть в государственном оборонном заказе на 2016 год продукцию «Антонова», ведь для Украины приоритетным должно стать выполнение заказов по созданию перспективных транспортных и специализированных самолетов, беспилотных летательных аппаратов и созданию новой авиатехники.
За годы независимости заводу пришлось пережить разное: от безденежья до прорывов, от скандалов до рейдерских захватов. Интересно, что некоторые из этих событий произошли совсем недавно.
В объятиях «Укроборонпрома»
Еще во времена Революции Достоинства «под шумок» освоить части «Антонова» пытались в Партии Регионов. 6 февраля 2015 года Кабинет министров включил в перечень госпредприятий, которые могут передаваться в концессию (механизм государственно-частного партнерства – Ред.), киевский авиаремонтный «Завод 410 гражданской авиации», который входит в состав госконцерна. Урвать кусок завода хотел нардеп-регионал Вячеслав Богуслаев, который контролирует «Мотор Сич». По слухам, именно по его инициативе «Завод 410 гражданской авиации» включили в перечень подлежащих концессии. Причина, по которой Богуслаев хотел себе этот завод, проста: предприятие является наиболее интересным среди специализирующихся на ремонте воздушных судов, а Богуслаевская «Мотор Сич» производит авиационные двигатели. Кроме того, завод не только имеет современные мощности для модернизации самолетов «Антонова», но и в будущем сможет ремонтировать самолеты Boeing.
Но в руки Вячеслава Богуслаева предприятие так и не попало. «Завод 410 гражданской авиации» неофициально считается одним из «подшефных» предприятий депутата от «Блока Петра Порошенко» Дмитрия Андриевского, который в январе уже 2015 года направил запрос премьеру Арсению Яценюку относительно сохранения его в государственной собственности, из-за того, что завод «обеспечивает национальную безопасность Украины и относится к предприятиям авиационной и ракетно-космической промышленности, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства». Таким образом, весь концерн остался в руках государства, и вместе с авиаремонтным заводом перешел в «Укроборонпром».
Увольнение Кивы
Но последние полтора постмайданных года для ГП «Антонов» были не такими уж и позитивными.
9 апреля 2014 года правительство Яценюка уволило председателя правления Государственного авиастроительного концерна «Антонов» Дмитрия Киву, который занимал этот пост с конца 2008 года. Причину такого увольнения тогда не понял никто: назвать Дмитрия Киву лучшим менеджером «Антонова» по результатам хозяйственной деятельности 2013 года, было нельзя. Но и объективных причин для его увольнения тоже не было. Эксперты считают, что Кива лишился кресла председателя правления «просто так», из-за смены политической силы у власти, которая стремится везде иметь «своих людей».
Докладная записка с рекомендацией об увольнении Дмитрия Кивы пришла в Кабмин из Министерства промышленной политики за подписью и.о. министра Натальи Бойцун. Связывают чиновницу с Александром Вилкулом и Андреем Клюевым. Последний был одним из наиболее активных лоббистов идеи приватизации украинского авиапрома в пользу России. Впрочем, сейчас это кажется неважным, ведь Минпром был ликвидирован как самостоятельное министерство и стал частью ведомства экспата Айвараса Абромавичуса. Но с этим увольнением не все так чисто, ведь Министерство промышленной политики начало реорганизацию с 23 марта 2014 года, а уволили Киву по решению Минпрома двумя неделями позже.
За таким решением правительства последовал митинг работников авиазавода. Около тысячи работников требовало оставить Киву при должности. И 26 мая 2014 года митингующие получили ответ от Кабмина: Минпром выдал еще одно распоряжение – уволить Дмитрия Киву и с должности президента - генерального конструктора ГП «Антонов». 30 мая приказом Минпромполитики (№ 30-Д) назначило исполняющим обязанности президента - генерального конструктора Владимира Короля (до этого занимавшего должность первого вице-президента - генерального директора ГП «Антонов»). За этими действиями последовал еще один митинг, уже под Администрацией Президента.
Интересно и другое: за стремительным увольнением не последовало стремительного назначения другого человека. И фактически на долгое время должность председателя просто зависла. Но в соответствии с приказом Минпромполитики Украины от 24 июля 2014 года №47-д на должность и.о. президента-генерального конструктора был назначен Сергей Меренков. Юристы авиаконцерна оспорили все эти распоряжения.
Рейдеры на Туполева
1 августа госпредприятие «Антонов» заявило о попытке рейдерского захвата. Неизвестные люди крепкого телосложения в количестве 16 человек во главе с Меренковым сломали турникеты на проходной и незаконно проникли на территорию предприятия. Группа пыталась завладеть кабинетом генерального директора, канцелярией и печатью. Сотрудники ГП «Антонов» вызвали милицию, но им пришлось самостоятельно выдворить захватчиков.
В Минпроме попытку захвата предприятия опровергли и заявили, что хотели представить трудовому коллективу нового руководителя. Но работники завода Меренкова так и не пустили. Вернулся он 3 сентября вместе с 7 автобусами внутренних войск МВД Украины. Сесть в свое кресло (тогда от ликвидированного Минпрома) Сергей Меренков снова не смог. 4 сентября 2014 года Окружной административный суд города Киева вынес постановление, согласно которому Дмитрия Киву восстановили в качестве руководителя ГП «Антонов». В ноябре 2014 года Киевский апелляционный админсуд отказал в удовлетворении жалобы Генпрокуратуры и Минпромполитики и оставил без изменений постановление Окружного админсуда Киева от 4 сентября 2014 г. Зависла эта ситуация до 3 февраля 2015 года, когда Минэкономразвития и торговли Украины возложило обязанности руководителя ГП «Антонов» и дальше на Дмитрия Киву.
Под крылом «БПП»
Но уже в июне ситуация переломилась. 13 июня Президент Украины Петр Порошенко посетил Государственное предприятие «Антонов» накануне его участия во Всемирной авиационной выставке «Ле-Бурже».
После чего незамедлительно, уже 19 июня, и.о. президента государственного предприятия назначили депутата Верховной Рады от «Блока Петра Порошенко» Михаила Гвоздева, а Кива остался при предприятии только генеральным конструктором. Гвоздев ранее занимался автопромом. На момент избрания работал гендиректором ООО «Транс-Груп ЛТД» и гендиректором ООО «Ауди Центр Хмельницкий». По какой причине на эту должность был назначен 53 номер в списке «БПП» – неизвестно.
Кстати, примечательно еще и то, что на сайте Минэкономразвития в списке предприятий, принадлежащих ведомству, руководителем до сих пор значится Дмитрий Кива. Впрочем, по слухам, именно он и продолжает «рулить» предприятием.
Интересен и другой вопрос: какая судьба ждет авиаконцерн «Антонова» в ключе приближающейся масштабной приватизации госпредприятий? Ведь, пока что предприятие из «Укроборонпрома» в списках приватизации не значится. Но привлекательность «Антонова» для потенциальных инвесторов неоспорима, а желание украинских чиновников заработать быстрых денег – неумолимо, а значит, в будущих списках на продажу можно будет ждать и заводы авиапромышленности.
Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»