Искоренить олигархов в Украине не так-то просто – The Guardian

Читати українською
В Украине на вопрос о том, как в стране проходит «деолигархизация», сторонники действующей власти, западные дипломаты и оппозиционеры, как правило, отвечают абсолютно одинаково — громким искренним смехом.

В Украине на вопрос о том, как в стране проходит «деолигархизация», сторонники действующей власти, западные дипломаты и оппозиционеры, как правило, отвечают абсолютно одинаково — громким искренним смехом.

Об этом пишет обозреватель The Guardian Шон Уокер, передает «Слово и Дело».

В отличие от России, где термин «олигарх» утратил свой точный смысл после того, как Владимир Путин более десяти лет назад лишил представителей этого класса реального политического влияния, Украина является олигархией в прямом смысле этого слова. При этом небольшая группа сверхбогатых людей пользуется здесь огромной властью и влиянием, отмечает эксперт.

Революция на Майдане в феврале прошлого года была в значительной степени спровоцирована вопиющей коррумпированностью Виктора Януковича и его приближенных. Многие протестовавшие хотели жить в обществе другого типа, в котором власть принадлежала бы не олигархическому классу, чье влияние после приобретения Украиной независимости существенно выросло.

Петр Порошенко, избранный президентом год назад, пообещал вести политику нового типа. Хотя Порошенко сам является миллиардером, создавшим процветающую «шоколадную империю», он пообещал, что власть будет открытой и прозрачной. В результате парламентских выборов к власти пришли политики нового поколения — молодые идеалисты, пообещавшие, что Украина больше никогда не будет зависеть от интересов горстки богатейших людей.

Ранее Порошенко заявил, о своем намерении бороться с олигархами и «не допустить неправомерного влияния частных интересов на государство». Именно с этой целью, по его словам, он отправил в отставку Игоря Коломойского — влиятельного олигарха, руководившего Днепропетровской областью в центральной части Украины. Однако сам Порошенко, по мнению критиков, не сумел претворить в жизнь политику нового типа, говорится в материале.

Депутат Верховной Рады Виктория Войцицкая по этому поводу заявила: «Год назад были большие надежды на перемены, и все это несколько огорчает. Есть класс, который я назвала бы «новыми олигархами»: им пришлось тяжело при Януковиче, и теперь они требуют своей доли в деле».

По мнению Войцицкой, иностранные инвесторы не стремятся инвестировать в Украину, поскольку видят, что уровень коррупции здесь такой же, как в России, но рынок меньше, а политический риск выше из-за агрессии Москвы. Она говорит, что сам факт того, что на наличие коррупционных схем жалуются и депутаты Верховной Рады, и общественность, а сами схемы выявляются еще до их внедрения, является свидетельством прогресса по сравнению с эпохой Януковича.

Для того, чтобы измениться, Украине требуется время — если учесть наличие серьезнейших проблем и войну на востоке страны. За прошедший год были проведены некоторые законодательные реформы, а также сделан ряд резонансных назначений — например, губернатором приморской Одесской области стал бывший президент Грузии Михаил Саакашвили. Ему была поставлена задача искоренить организованную коррупцию. Еще одна из бывших грузинских чиновников, Эка Згуладзе, стала заместителем министра внутренних дел. Она недавно завершила «ребрендинг» полиции Киева, напоминает Шон Уокер.

Мустафа Найем, бывший журналист, чьи посты в Fcebook послужили основой для протестов Майдана, теперь депутат в блоке Порошенко. Он критикует западных политиков и бизнес-лидеров, которые говорят, что не будут инвестировать в Украину до тех пор, пока не будут проведены масштабные реформы: «Они говорят, что не хотят инвестировать в нас, потому что у нас коррупция. Так почему они тогда инвестируют в Россию? Они помогали Януковичу, хотя все говорили им, что он коррумпированный диктатор».

Он добавил: «У нас больше нет постоянной коррупции как системы государственного управления». Так или иначе, Мустафа отметил несомненную волю политиков к реформам, и сказал, что на создание новой системы уйдет по меньшей мере от пяти до семи лет.

Помимо давления со стороны Европы и своих депутатов, Порошенко также сталкивается с более радикальной оппозицией в лице многих добровольческих батальонов, воевавших против российских и сепаратистских сил на востоке страны. Одни из этих батальонов созданы олигархами, другие – требуют более радикальных политических перемен. Ранее в июле в вооруженном конфликте между полицией и членами националистического «Правого сектора» на Закарпатье погибли как минимум два человека.

Некоторые говорят, что в призывах к скорейшей деолигархизации, западные лидеры и идеалисты просто не понимают, как глубоко укоренилась нынешняя система.

«Порошенко говорит то, что от него хотят услышать западные политики, и они почему-то ему верят, но они не понимают, насколько невозможна деолигархизация в нашей системе, как глубоко проникло это пост-советское наследие», - говорит Ириша Верещук, экс-мэр Равы-Русcкой, небольшого городка на западе Украины. «Олигархи - это как плоть и кровь нашей системы, и нам пока нечем их заменить», - цитирует украинского политика в качестве резюме к статье The Guardian.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: