Генеральная прокуратура и Служба безопасности Украины вышли на двух коррупционеров: чиновники Владимир Шапакин и Александр Корниец были задержаны по подозрению в получении крупной взятки. Впрочем, через несколько дней Печерский районный суд Киева отпустил их под залог в три миллиона гривен.
В начале недели в стенах Генпрокуратуры разразился скандал: под руководством заместителя генпрокурора Шокина Давида Сакварелидзе была проведена спецоперация с задействованием «Альфы» по задержанию двух прокуроров-коррупционеров. Так, по наводке одного киевского предпринимателя, пострадавшего от вымогателей, Сакварелидзе задержал первого заместителя главы следственного управления ГПУ Владимира Шапакина и заместителя прокурора Киевской области Александра Корнийца. При обысках у фигурантов обнаружили почти полмиллиона долларов, автомат Калашникова, холодное оружие, ювелирные изделия и 35 пакетов с бриллиантами. При всем этом, оба преступника были выпущены под «копеечный» залог – по 3 миллиона гривен с каждого.
«Слово и Дело» решило проанализировать хронологию событий уходящей недели.
Часть первая
5 июля в помещение Киевской областной прокуратуры пришли неожиданные гости. Бойцы «Альфы» провели обыск здания в связи с подозрением во взяточничестве. Одно из предприятий в Киевской области, занимающееся добычей песка, обратилось в прокуратуру с заявлением о вымогательстве взятки. «Злоумышленники изъяли технику у предприятия, которое занималось добычей песка в Киевской области, чем заблокировали его работу. За «помощь» в возвращении техники прокуроры через посредников требовали и получили гривневый эквивалент 150 тысяч долларов США», – рассказали в СБУ. Операция проводилась под руководством заместителя генпрокурора Давида Сакварелидзе и председателя СБУ Василия Грицака.
В общей сложности у прокуроров нашли около 500 тыс. долл. США, ювелирные изделия, ценные бумаги и оружие. «В частности, во время обыска у Шапакина было найдено: $ 130 тыс. в кабинете, $ 30 тыс. и € 22 тыс. в доме, $ 170 тыс. и 500 тыс. грн в квартире, документы на депозитные вложения на сумму 800 тыс. грн, а также незарегистрированное огнестрельное оружие и боеприпасы», – сообщил депутат Мустафа Найем.
На следующий же день двух вымогателей задержали. Давид Сакварелидзе пообещал коррупционерам от 8 до 12 лет с лишением права занимать должности и конфискацией имущества. А в результате едва сам не угодил в прокурорские сети: по информации Мустафы Найема, исполняющий обязанности главы ГПУ Владимир Гузырь завел на Сакварелидзе уголовное дело по факту захвата государственного здания. Но уже к вечеру эту информацию и. о. генпрокурора опроверг. По его словам, в стенах ГПУ проводилось только внутреннее расследование относительно правомерности действий грузинского реформатора.
Но случилось это только после того, как Президент Украины Петр Порошенко взял эту антикоррупционную операцию под собственную опеку. А до этого, по информации источника депутата Сергея Лещенко, Владимир Гузырь был крайне недоволен тем, что Давид Сакварелидзе и Василий Грицак не спросили у него специального разрешения на проведение операции, и кроме того, угрожал следователям. «Гузырь пытался порвать удостоверение следователя, который проводил обыск у первого зама начальника Главного следственного управления Шапакина. Сопровождая это угрозами, что смелый следак больше не будет работать в Генпрокуратуре», – написал в своем Facebook нардеп.
Часть вторая
Во вторник, 7 июля, Печерский районный суд Киева избрал заместителю прокурора Киевской области Александру Корнийцу меру пресечения в виде содержания под стражей с возможностью внесения залога – 3,2 млн грн. Под залог такого же размера выпущен и подельник Корнийца – Владимир Шапакин. 3-миллионный залог заплатил и третий участник суда – предприниматель Валерий Гибаленко, который является фигурантом в уголовном производстве по факту взяточничества в Генеральной прокуратуре и прокуратуре Киевской области.
Интересная история произошла с изъятыми бриллиантами. Сначала в социальных сетях и СМИ активно тиражировалась история о том, что мошенники обманули Корнийца. Дескать он, покупал камешки для аквариума, но ему подсунули драгоценные камни. Эту историю позже опроверг адвокат коррупционера Виктор Петруненко, заявив, что обнаруженные при обыске ювелирные изделия были не из бриллиантов, а из циркония (дешевый заменитель). «К тому же, по словам дочери Корнийца Анастасии, найденные у ее отца вещи не представляют практической ценности, поскольку это всего лишь семейные реликвии, доставшиеся на память от прабабушки», – добавил он.
Часть третья
Общество отреагировало на суммы залогов возмущением. Недовольным назначенными мерами оказался и Давид Сакварелидзе. «Суд принял абсолютно необоснованное и лишенное всякой логики решение – относительно всех задержанных была установлена сумма залога в размере 3 миллиона гривен, что, бесспорно, ничтожно мало для людей такого уровня!» – написал замгенпрокурора в Facebook. По его словам, прокуратура настаивала на сумме залога в 20 млн гривен для каждого задержанного.
Не остались в стороне эксперты и депутаты. Вице-спикер парламента Андрей Парубий написал в Facebook что судьи, принявшие такое решение, должны быть отстранены от работы. «Соответствующее обращение я направил в Высшую квалификационную комиссию судей. Убежден, что для таких судей и таких решений должно быть проведено расследование», – отметил политик.
Поддержал возмущение решением суда и министр внутренних дел Арсен Аваков. «Возмутительно. Это как и в деле Бочковского-Стоецкого – не правосудие, а потустороннее «издевательство над советской религией». Такие судебные решения – два в одном: дикий демотиватор для расследующих коррупцию и провокация судов Линча и самосудов со стороны общества», – написал глава МВД у себя в Facebook.
Слухи
Многие эксперты, журналисты и общество считают проведенную «антикоррупционную операцию» в ГПУ очередным пиар-ходом власти. Тем не менее, специалисты утверждают, что «посадки» и открытие дел будут продолжаться из-за посыла на борьбу с коррупцией, происходящего снизу.
«Руководство страны прекрасно понимает, что нужно показывать борьбу с коррупцией. Есть запрос (со стороны общества – Ред.) на аресты. Есть запрос со стороны наших международных партнеров, что нужно бороться с коррупцией. Можно ли это назвать кампанией (по борьбе с коррупцией – Ред.), или нет, покажет ближайшее время. Но очевидно, есть некая политическая целесообразность», – отмечает Владимир Фесенко.
Но существует и другая версия. По слухам, генеральный прокурор Шокин уже в августе уйдет в отставку по состоянию здоровья. На его место вполне могут претендовать два его заместителя – Давид Сакварелидзе и Владимир Гузырь. Арестованного взяточника Шапакина называют человеком Гузыря. То есть, вся эта антикоррупционная кампания может проходить в поддержку назначения Сакварелидзе новым генеральным прокурором Украины. Кстати, мощная кампания в поддержку Сакварелидзе на пост главы ГПУ в социальных сетях уже началась.
Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»