Коррупция и прокуратура: скандалы, интриги, расследования

Читати українською
СБУ совместно с ГПУ провели спецоперацию по задержанию прокуроров, которые вымогали и получили взятку в особо крупных размерах у киевского предприятия.

Очередной скандал потряс украинскую прокуратуру: первый заместитель главы следственного управления ГПУ Владимир Шапакин и заместитель прокурора Киевской области Александр Корниец были задержаны по подозрению в вымогательстве взятки в особо крупных размерах.

Скандал коррупционный

В воскресенье утром, 5 июля, в помещении Киевской областной прокуратуры был произведен обыск в связи с подозрением во взяточничестве. Операция проводилась под руководством заместителя генпрокурора Давида Сакварелидзе и председателя СБУ Василия Грицака, который выделил прокуратуре бойцов «Альфы» – в общей сложности в прокурорских кабинетах было найдено около 500 тыс. долл. США, а также драгоценности и ценные бумаги. «В частности, во время обыска у Шапакина было найдено: $ 130 тыс. в кабинете, $ 30 тыс. и € 22 тыс. в доме, $ 170 тыс. и 500 тыс. грн в квартире, документы на депозитные вложения на сумму 800 тыс. грн, а также незарегистрированное огнестрельное оружие и боеприпасы», – сообщил нардеп Мустафа Найем.

Кроме того, у Корнийца было найдено 35 пакетов с бриллиантами с общим количеством 65 камней и автомат Калашникова.

Средства прокуроры получили у одного из предприятий. «Злоумышленники изъяли технику у предприятия, которое занималось добычей песка в Киевской области, чем заблокировали его работу. За «помощь» в возвращении техники прокуроры через посредников требовали и получили гривневый эквивалент 150 тысяч долларов США», – рассказали в СБУ.

Сакварелидзе уверяет: будет требовать для задержанных наивысшую меру пресечения: им грозит «безальтернативное лишение свободы от 8 до 12 лет с лишением права занимать должности, специальной конфискацией и конфискацией имущества».

Скандал дезинформационный

Но то, что произошло после обыска прокуроров, вообще не укладывается в голове. Сначала появилась информация о том, что Генеральная прокуратура Украины открыла уголовное производство в отношении первого заместителя генпрокурора Давида Сакварелидзе из-за обысков в прокуратуре Киевской области.

Открыть дело по факту «преступления» якобы распорядился другой заместитель Шокина и временно его и. о. – Владимир Гузырь, обвинив Сакварелидзе в захвате государственных зданий по ст. 341 УКУ, поскольку спецподразделение «Альфа» выломало несколько дверей во время задержания чиновников-коррупционеров. Подтвердил наличие уголовного производства против чиновника из Грузии и депутат Мустафа Найем. Но в понедельник вечером, первый заместитель генпрокурора Гузырь заявил, что уголовное производство в отношении Давида Сакварелидзе не ведется. Однако было проведено служебное расследование в связи со взломом кабинетов высокопоставленных прокуроров при обысках.

Кстати, если брать во внимание люстрационный закон, то Гузыря в органах прокуратуры и вовсе не должно быть. С 2007 по 2011 год он работал первым замом начальника Главного управления надзора за соблюдением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания и досудебного следствия, а также Главного управления надзора за соблюдением законов спецподразделениями и другими органами, которые ведут борьбу с организованной преступностью и коррупцией в ГПУ. Владимир Гузырь известен как человек Пискуна. В то время, как «героя дня» прокурора-вымогателя Шапакина связывают именно с Гузырем. Остается только гадать, по каким «собственным» причинам Шокин решил в свое время назначить Владимира Гузыря заместителем и исполняющим обязанности главы ГПУ.

Во всяком случае, сообщить о вопиющем случае со взяточниками и уголовными производствами оба заместителя главы Генеральной прокуратуры пошли к Президенту Украины Петру Порошенко. Тот в свою очередь, по результатам отчета ГПУ и СБУ, посоветовал коррупционерам в прокуратуре забыть о «прокурорской неприкосновенности».

«Требую в дальнейшем решительных действий в борьбе с коррупцией. Коррупционеры всех уровней должны быть привлечены к ответственности. Искоренение позорных проявлений коррупции в высших органах государственной власти должно создать выжженное поле вокруг преступников, которые паразитируют в нашем государстве. «Прокурорская неприкосновенность» отменена!», – передает слова Президента пресс-служба.

Это значит, что теперь, вопреки всем недругам Сакварелидзе, начатая им антикоррупционная операция будет продолжаться – против Президента не пойдет ни один прокурор.

Скандал незабытый

Но не стоит забывать и еще один скандал, который не так давно поразил украинцев. Во время заседания в Днепровском райсуде журналист заснял скандальную переписку трех представителей прокуратуры, которые обсуждали способы расправы над неугодными.

Чат велся между прокурорами прокуратуры Днепровского района Артемом Тендитным и Денисом Соловьевым, и старшим прокурором отдела поддержания государственного обвинения прокуратуры Киева Сергеем Лысенко. Всех троих уволили с должностей, но Сергей Лысенко пытается через суд восстановиться в должности. Как сообщает журналист Дмитрий Гнап, экс-чиновник обратился в окружной админсуд Киева с иском о незаконном увольнении из прокуратуры. Слушание суда состоится уже 16 июля, и шансы у Лысенко остаться в прокурорском кресле все еще есть, вопреки, снова же, Сакварелидзе.

Эксперты говорят

По мнению экспертов, причин для такой антикоррупционной деятельности у ГПУ сейчас две. Во-первых, органам прокуратуры и Президенту необходимо показывать украинцам случаи борьбы с коррупцией. Во-вторых, серия увольнений в ГПУ – напрямую связана с будущей заменой на «своих».

«Есть посыл снизу на борьбу с коррупцией. Есть «месседж» общества, что дальше так продолжаться не может. Потому власти действительно хотят показывать свою борьбу на самом важном поприще. Поэтому и делаются показательные увольнение и громкие дела. Что-то схожее происходило в МВД – увольнение Чеботаря, Ершова, начальника ГАИ Макаренко, Жебеля и т.д. Хоть, если вдаваться в детали, там ситуация была немного иной. Существует также непубличная потребность в подобных увольнениях и «посадках» – замена людей на более лояльных, например, к Петру Алексеевичу (Порошенко – авт.)», – рассказал в комментарии «Слову и Делу» юрист Александр Леменов.

Что ж, если «большая антикоррупционная деятельность» и впрямь развернута с целью замены людей на постах, то одним таким скандалом дело не ограничится. С другой стороны, ситуация с Шапакиным и Корнийцом может оказаться просто счастливой случайностью.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: