«Бескомпромиссность и неподкупность гаагских судей известна. А для чиновников такой подход – когда все равны перед законом – порождает множество личных страхов, ведь тогда даже с миллионами украденных средств негде будет спрятаться», - заявил Николай Голомша в комментарии «Слову и Делу». По словам первого заместителя генерального прокурора Украины (в 2014 г.), сегодня многие должностные лица и, в частности, известные юристы, выступают за отсрочку принятия этого документа Украиной.
«Причина, по их мнению, заключается в том, что в случае утверждения Римского статута Россия завалит Гаагу тысячами исков о совершении украинскими силовиками преступлений на территории Донбасса. И не важно, были на самом деле такие правонарушения или нет - суд будет принимать к рассмотрению заявления. И тогда мы повторим печальную историю Грузии 2008 года, когда Россия выставила ее в Гааге агрессором, то есть Россия использует атрибуты демократии для борьбы с демократией», – объясняет Голомша позицию оппонентов, но не соглашается с ней и настаивает: «Стоит все же поставить точку в этой истории, которая тянется с 2001 года, когда Украина подписала Римский статут».
Государственный советник юстиции Украины второго класса Николай Голомша убежден, что следует четко разъяснить обществу преимущества и недостатки принятия Римского статута. «И руководители государства, и противники принятия Римского статута должны понять, что международный уголовный суд не будет вмешиваться в расследование (соответственно, принимать к рассмотрению заявления) дела, которые расследуются государством Украина. Это – первооснова всех последующих действий по принятию этого документа и программа борьбы с преступностью в стране. Все преступления должны фиксироваться, доводиться до правового завершения и об этом должно сообщаться обществу в on-line режиме. И тогда вопрос и опасения относительно Римского статута отпадут», - заявляет Николай Голомша.
После принятия Украиной Римского статута у Киева появится право подавать иски в Гаагу в отношении преступлений, совершенных путинскими и донбасскими террористами против Украины и украинцев, рассказывает Николай Голомша. В то же время у него есть серьезные сомнения относительно политической воли власти воспользоваться преимуществами этого: «Вот здесь и возникает самый сложный вопрос – готово ли наше государство подавать такие иски? Могу засвидетельствовать, что нет. К сожалению, ни один правоохранительный орган не ведет масштабной системной цифровой фиксации преступлений на Донбассе со стороны террористических группировок и российских войск». По мнению экс-первого заместителя генпрокурора Украины, это и есть самая большая проблема при принятии Римского статута. Юрист возмущается: «Почему в течение года, когда идет война, не проводится такая системная фиксация? Почему не были отданы соответствующие распоряжения? Кому, в конце концов, это выгодно?».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»