В эти дни, когда внимание украинцев приковано к столице, а именно к улице Грушевского, где происходят отчаянные схватки активистов с правоохранительными органами, стоит задуматься о сущности радикальных организаций, которые стали главным ядром радикального протеста в Киеве. Для многих посетителей протеста, а также некоторых его участников, стало неожиданностью, что большинство радикальных правых являются русскоязычными.
Это неудивительно, ведь ядром киевского радикального крыла, не без основания, считают ультрас столичного «Динамо».
Дело Павличенко - начало
Одним из самых резонансных уголовных дел, которое получило широкую огласку в Украине за последние годы, стало дело отца и сына Павличенко (больший резонанс получило разве что Врадиевское дело). Младший Павличенко - Сергей - осужденный вместе с отцом за убийство судьи Шевченковского районного суда города Киева Сергея Зубкова, по слухам, был членом ультрас "Динамо". Благодаря этому факту его дело получило настолько широкую огласку. Еще до объявления официального приговора динамовцы обнародовали свое заявление:
«Ультрас столичного «Динамо» решительно отрицают причастность своего друга и собрата Сергея Павличенко и его отца Дмитрия к убийству судьи Зубкова и заявляют о готовности отстаивать семью Павличенко, чего бы это ни стоило [ ...]».
Правы ли ультрас в такой категорической вере в невиновность Павличенко, уверенности нет, однако масштабы пикетов, следовавших после оглашения приговора, были впечатляющими. Баннеры в поддержку семьи Павличенко появились на стадионах многих городов. 25 ноября 2012 года в Киеве около пяти тысяч человек вышли на митинг в поддержку Павличенко. Волна акций протеста прокатилась и в январе 2013 года - перед рассмотрением апелляции (акции прошли в 13 городах).
Свои протесты против обвинения Павличенко "динамовцы" не прекращают и сегодня. Вероятно, что их активное участие в столкновениях на Евромайдане, является продолжением кампании за освобождение Павличенко.
Правый сектор
Впрочем, не стоит отдавать всю славу за вооруженные противостояния на Банковой и Грушевского одним лишь "динамовцам". Правый сектор, который, вполне возможно, возник на самом Майдане или незадолго до его начала, объединил в себе около семи националистических организаций, в том числе и динамовских ультрас.
Революционные красно-черные флаги ОУН - УПА на протестах в Киеве виднелись изначально. Ребята носили маски на лицах, потому что с самого начала имели свой план действий, и реализовывали его по мере возможности. Многотысячные митинги создали для правых плацдарм и своеобразное «прикрытие», которое позволило им перейти от глубоко маргинальных действий к широко известным. Протесты стали для них «золотым» шансом отплатить за предыдущие преследования со стороны власти и реализовать свои революционные убеждения. К несчастью Президента Виктора Януковича, он является врагом № 1 ультраправых, а потому средства и инструменты для расшатывания ситуации радикальные парни жалеть не будут.
Стоит отметить, что власти вели жестокую борьбу против ультраправых группировок в течение последних нескольких лет. Многие активисты сели за решетку. Среди самых известных дел следует упомянуть так называемых Васильковских террористов, осужденных за попытку взорвать ранее демонтированный памятник Ленину в Броварах, дело журналиста «Дорожного контроля» Андрея Дзиндзи, которого арестовали после событий на Банковой, арестованного командира организации «Патриот Украины» Андрея Белецкого по делу «защитников Рымарской», арестованных за поврежденную брусчатку активистов Налогового майдана и т.д. Более двух лет находится в заключении почти все руководство Социал-Национальной Ассамблеи.
Таким образом, различные патриотические ультраправые организации за последние несколько лет наточили большой зуб против власти, а особенно против ее силовых структур.
Однако вернемся к Евромайдану. Интересно вспомнить эволюцию отношения мирных митингующих к правым во время протестов в Киеве: сначала не все понимали, кто они, откуда взялись, что собой представляют и какие намерения имеют. Вскоре после штурма на Банковой правых назовут провокаторами. Это клеймо они проносят достаточно долго, пока не наступят события штурма Грушевского. После начала баталий на Грушевского Правый сектор резко превратился в героев, ведь стал силой, которая решилась реализовать внутренние интенции протестующих масс.
Говоря о роли оппозиции в последних событиях, отметим, что формально оппозиционные лидеры уже отметились на Грушевского и формально призывали протестующих к мирным действиям. Однако никаких отчаянных поступков для приостановления кровопролития - бросание под ноги, мольбы прекратить безумие и т.п. - не было. Пассивно они поддерживают сорвиголов, и в этом существует определенная логика, ведь воинственные митингующие, оказывая сильное давление на Виктора Януковича, завоевывают для оппозиции плацдарм для политического маневра или лучшую позицию в переговорном процессе.
Поэтому обе стороны все еще находятся на старых позициях. Решительность боевого настроя митингующих не вызывает сомнения, и, следовательно, они готовы продолжать борьбу. Чем на это ответит власть, пока прогнозировать трудно. Между тем, согласно сообщениям блогеров, на помощь динамовским ультрас планируют приехать футбольные фанаты из стран Европы: Чехии, Словакии, Румынии, России, Греции, Германии, Венгрии и др.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»