Диалектика провокаторства

Читати українською

Еще 1 декабря 2013 года, когда было захвачено здание КГГА, в память врезался кусок одного из видеороликов: митингующий назвал провокацией действия молодежи в масках, которая била стекла и ломала двери в городской администрации, в то время как представитель этой самой молодежи парировал данное замечание: «провокация – заявлять, что это провокация».  Согласитесь, это уже некая диалектика… И эта «провокаторская» диалектика неотступно преследует революционные события и их участников до сих пор.

Действительно, можно ли считать молодежь в масках, ведущую себя не так мирно, как остальные митингующие, провокаторами? И кто вообще давал право кому-либо из политиков либо митингующих определять действия других митингующих как несоответствующие некоему стандарту поведения? Стоит сказать, что общая линия Майдана, как обоснованно можно констатировать, в своей мирности явно берет истоки из христианского мученичества: ведь как иначе объяснить отказ вооружаться хотя бы элементарными предметами и давать физический отпор милицейским спецподразделениям и стойкое, упорное желание стоять под ударами дубинок, не предпринимая при этом ответных действий. А если кто-то, не дай Бог, запустит в «беркутенка» камнем либо придет на мирный митинг с палкой, то его сочтут провокатором, позорно заклеймят, да и еще, как апофеоз всему, сдадут этой самой милиции, против которой и борются. Вообще желание взять в руки хоть что-то для своей защиты весьма естественно хотя бы из инстинкта самосохранения, как и естественно отвечать ударом на удар, а не подставлять вторую щеку. 

Показательно, что в тот же день 1 декабря, когда происходило побоище на Банковой, оппозиция поспешила повесить ярлыки провокаторов на всех, кто оказался за стеной «Беркута». Между тем, как показали дальнейшие публикации в СМИ, большинство из тех людей были рядовыми участниками протестов или даже просто их свидетелями, и никакого отношения к боевикам с той или другой стороны не имели.

Стоит констатировать, что плоды всего этого мученического протестования довольно сомнительны: Майдан медленно, но верно затухает, а результаты его деятельности пока аукаются больше его активистам, чем самой власти. Да, власть нервничает, иногда заходит в тупик, понемногу слабеет, но, тем не менее, достаточно сильна, чтобы и дальше гнуть свою линию поведения и игнорировать «жесткие» требования оппозиции. Напомним, что ее лидеры, в частности Виталий Кличко и Арсений Яценюк, обещали, что Майдан не разойдется до выполнения его основных требований – отставки Кабмина, роспуска Рады, наказания виновных в событиях 30 ноября и прочее. Но все эти ультиматумы сейчас воспринимаются не иначе как сотрясание воздуха, ведь если власть выдержала психологическое давление, когда на улицах были сотни тысяч человек, то сейчас не прогнется и подавно. Совершенно очевидно, что если бы «провокаторов» в рядах протестующих было в раз десять больше, а оппозиции нашла бы применение их молодецкой силе, стагнации Майдана бы не было, а события развивались бы намного стремительнее…

В то же время, слава Богу, за два месяца протестов ни со стороны протестующих, ни со стороны «стражей правопорядка» (это определение в нашем случае приходится брать в кавычки) нет ни одной жертвы, чего бы не удалось избежать при более агрессивном поведении толпы. А ведь ни одна абстрактная идея не стоит конкретной человеческой жизни, тем более не стоят этих жизней все наши политики – в данном случае они заслуживают уважения хотя бы за то, что считают так же, и не воспользовались возможностью развязать силовое противостояние.  

Возвращаясь к провокаторству и его диалектике в нашей «дворовой» интерпретации, стоит отметить, что агрессивную линию поведения в донельзя мирной толпе, при ином взгляде на вещи, с не меньшей обоснованностью действительно можно считать бессмысленным провокаторством. Ведь если 95% настроены протестовать, не вооружаясь и не отбиваясь, то агрессивное поведение оставшихся 5% не имеет ни малейшего смысла и не сможет привести ни к чему, кроме того, что эти 95% заимеют из-за них лишние проблемы. В таком случае, при несогласии с генеральной линией Майдана, более правильно и честно со стороны «провокаторов» было бы проводить отдельные точечные акции, за которые и брать на себя полную политическую и, если не повезет, то и административную или уголовную ответственность.  

Наблюдая за происходящим, можно сказать, что при нынешней вялотекучести «революционных» событий Виталий Кличко рискует повторно выполнить свое обещание и встретить и 2015 год на Майдане. Хотя хотелось бы, чтобы были выполнены другие обещания других людей – в частности, относительно наказания виновных в событиях 30 ноября – это обещали и Президент Виктор Янукович, и премьер Николай Азаров и вице-премьер Сергей Арбузов, и другие лица. А еще больше хотелось бы, чтобы прозвучали новые обещание о поиске консенсуса, и не просто для «галочки», как это уже не раз бывало…  

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: