Сила оружия или Где начинается новое государство?

Сегодня в повестке дня пленарного заседания Верховной Рады народные депутаты будут рассматривать президентский законопроект № 2541 «О правовом режиме военного положения». Необходимость принятия закона очевидна: государство находится в состоянии постоянной военной угрозы со стороны России и власть должна тщательно подготовиться, чтобы регламентировать все правовые отношения в случае введения военного положения. Впрочем, как всегда, избегает глубоких подходов к реальным изменениям в обществе.

В частности, в ст. 8 законопроекта, который предлагается рассмотреть народным депутатам, содержится норма об изъятии оружия и боеприпасов у граждан во время действия военного положения. Конечно, данная норма направлена на то, чтобы предупредить и контролировать незаконный оборот оружия при введении военного положения, но прежде всего норма коснется граждан, легально владеющих огнестрельным оружием.

Ни для кого не секрет, что в результате военных действий на Донбассе на всей территории Украины значительно вырос уровень оборота незаконного огнестрельного оружия. Поговаривают, что при желании каждый гражданин может купить любое стрелковое оружие, боеприпасы или взрывчатку, которые были незаконно вывезены из зоны проведения боевых действий. Пикантность ситуации заключается в том, что в декабре 2014 года группа народных депутатов внесла в Верховную Раду проект закона № 1135-1 «О гражданском оружии и боеприпасах», которым предлагается урегулировать легализацию и право владения и использования огнестрельного оружия на территории Украины.

После Революции Достоинства и с началом военной агрессии на Донбассе вопрос свободного владения законопослушными гражданами огнестрельным оружием с целью самозащиты возник с новой актуальностью. Вспомним события на Майдане, когда наибольший вред от использования огнестрельного оружия правоохранительными органами потерпели именно мирные протестующие. А когда встал вопрос защиты своей Родины и выполнения присяги, большинство представителей милиции и армии просто сдали свое оружие сепаратистам или оккупационным войскам, при этом некоторые перешли на сторону врага. Именно сейчас все институты государства находятся в полуразрушенном состоянии, требуя немедленного реформирования, а новый общественный договор требует скорейшего избавления правоохранительной системы карательных функций и монопольной роли на право владения оружием.

Кроме того, учитывая два новых обстоятельства, Президент имеет все рычаги для того, чтобы выполнить свою роль гаранта Конституции и наконец осуществить революцию в сознании государственных деятелей.

Во-первых, война на Востоке потребует не только новых подходов к реформированию армии, но и в самой концепции национальной безопасности. Безопасность должна основываться на общей ответственности каждого законопослушного гражданина, который осознает свою роль в судьбе существования Украины. Легализация огнестрельного оружия среди граждан – это еще одно серьезное основание для любого агрессора задуматься перед тем, как нападать на такое вооруженное сообщество. И уже почти невозможно вести войну с государством, где 15 миллионов мужчин могут стать потенциальными вооруженными партизанами.

Во-вторых, один из концептуальных подходов в вопросе реформирования правоохранительной системы заключается как раз в том, чтобы лишить ее монопольного права использовать оружие с целью установления порядка. 23 года украинцы системно выделяли собственные налоги на то, чтобы финансировать целую армию в различных правоохранительных структурах. На функционирование МВД, СБУ, ГПУ ежегодно шли десятки миллиардов гривен. При этом в ответственный момент общество не почувствовало себя защищенным. Поэтому МВД и другие структуры нужно реформировать в сверхпрофессиональные институты с правом применения оружия в исключительных случаях. Тогда как количество самих стражей порядка стоит значительно сократить, предоставив гражданам легальное право владеть и применять огнестрельное оружие в целях самозащиты.

Не секрет, что идею по легализации оружия среди граждан блокируют заинтересованные группы. Одни имеют чисто экономический интерес, другие – идеологический. Первые не хотят терять монопольный рынок торговли оружием, предоставления охранных услуг, «крышевания» незаконного оборота «стволов» и боеприпасов. Вторые – ошибочно считают, что законодательно закрепленный свободный оборот легализованного оружия повлечет неконтролируемый всплеск преступности. Все эти аргументы не новы и полемизировать по данной теме можно до бесконечности. Впрочем, как раз самые хаотические процессы происходят там, где не существует никаких правил. Сейчас – именно такой случай: вооружаются те, кто игнорирует любой закон, своих сограждан и само государство. Возможно, самое время предложить вооружиться тем гражданам, которые чувствуют себя ответственными перед законом и предлагают другим также жить по правилам?

Принятие закона о легализации огнестрельного оружия – это своеобразный акт доверия не только между государством и отдельным гражданином, но и между всеми гражданами. Наконец общество должно повзрослеть и научиться брать ответственность за собственные поступки. Тем, кому доверия не хватит, или кто им посмеет пренебрегать, будет достаточно испытывать страх перед своими же вооруженными согражданами.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

Загрузка...