Нардепы без «вышки» VIII созыва (инфографика)

Сегодня издание «Insider» опубликовало колонку с провокационным заголовком «12 полуграмотных депутатов», в котором перечисляются фамилии тех народных избранников, которые попали в Верховную Раду 8-го созыва без дипломов о высшем образовании.

Среди указанных фамилий есть политики, поступки и жизнь которых стали красноречивыми символами в современной истории становления украинского государства. Это Мустафа Джемилев (фракция «Блока Петра Порошенко»), Юрий-Богдан Шухевич (фракция «Радикальной партии»), и Михаил Гаврилюк (фракция «Народного фронта»), Владимир Парасюк (фракция «Самопомощь»).

Сама же автор материала Алена Голота характеризует отсутствие высшего образования как возможную некомпетентность народных избранников в законотворческом процессе, а сам факт присутствия этих депутатов в парламенте - как переходный период и истории Украины. Главный аргумент заключается в том, что честность - еще не признак профессионализма, а отсутствие образования может навредить качеству будущих законов, по которым будет жить все государство. «С Майдана - в руководители. Замечательная, светлая и возвышенная идея. Вы патриот? Тогда вам вот сюда - на трон. Проходите! Не задерживайте очередь желающих короноваться. Ведь нас так много - тех, кто вчера был никем, а сегодня хочет стать всем. Но жизнь показала, что эта система дает сбои. И хороший человек - это не профессия», - пишет автор скандальной колонки.

Безусловно, несправедливым является то, как госпожа Голота не учитывает существенных биографических обстоятельств перечисленных ею политиков, которые не позволили им в свое время получить высшее образование. Так, Мустафа Джемилев вообще был исключен из вуза за политические взгляды, за которые потом еще и 7 раз был осужден. Юрия-Богдана Шухевича советская власть преследовала с 15-летнего возраста именно за его позицию и убеждения его отца - легендарного командира УПА Романа Шухевича. А Егор Соболев из-за экономических трудностей вынужден был покинуть вуз на 3 курсе и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Автор забывает сказать, что до того, как попасть в сессионный зал Верховной Рады, эти люди в большинстве своем прошли значительные жизненные испытания, а некоторые из них - не только собственным примером вдохновил миллионы людей на борьбу, но и, несмотря на отсутствие высшего образования, построили успешную карьеру.

Безусловно, стоит учесть и другие обстоятельства. Несомненным является тот факт, что процесс законотворчества требует специальной подготовки, прежде всего - в юриспруденции. Кроме того, необходимы знания и компетенция в определенных профессиях или отраслях. Ведь чтобы исправить недостатки, или улучшить определенные «правила игры» в жизни своих сограждан - нужно на собственном опыте испытать ту или иную модель взаимоотношений внутри государства.

Кроме того, проблема отсутствия высшего образования и специальных знаний у законотворцев требует более широкого рассмотрения в контексте общей низкой политической культуры. Ведь данная проблема существовала и в предыдущих созывах парламента, в состав которых попадали охранники, любовницы, водители, «свита» известных политиков, формировавших списки политических партий, которые шли на выборы. Наличие диплома о высшем образовании вовсе не означало высокую степень компетентности этих лиц в вопросах законотворчества, однако вызывало в обществе скорее злобу, чем осуждение. После событий Революции Достоинства украинцы хотят видеть в парламенте прежде всего честных политиков, демонстрируя этим стремление к восстановлению доверия к самой Верховной Раде и парламентаризму.

Уничтоженные или существенно поврежденные всеобъемлющей коррупцией государственные институты нуждаются в восстановлении не только за счет профессиональных знаний, но и испытывают потребность в новом отношении самих украинцев. Украинский парламентаризм, как и украинские суды, правоохранительные органы, банковская система - требуют восстановления доверия общества.

В продолжение темы, гораздо интереснее было бы исследовать «законотворческие успехи» тех парламентариев, которые имеют по 2 или более дипломов и становились народными избранниками нескольких созывов Верховной Рады. Возможно, это им нужно еще поучиться у «полуграмотных» депутатов нынешнего, постреволюционного парламента?

Александр Радчук, специально для «Слово и дело».

Загрузка...