В планах регулятора – создать единый центр продажи валюты через Нацбанк, чтобы НБУ в такой способ назначал курс через этот центр.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило и экономический эксперт Дмитрий Яблоновский.
«Именно то, что Нацбанк не смог обеспечить контроль за использованием средств рефинансирования, выданного банкам, падение объемов продажи экспортной выручки и массированная эмиссия гривны для покрытия дефицита бюджета привели к рекордному обвалу курса гривны», – считает Яблоновский.
По его словам, есть три ключевых фактора, почему Нацбанк только сейчас начал действительно проводить политику, нацеленную на стабилизацию гривны и экономики.
«Первым фактором стало то, что НБУ был не готов к такому резкому обвалу гривны и руководство не способно было действовать в экстренной ситуации, в первую очередь из-за низкого уровня наличных резервов (около $9,96 млрд), так и из-за боязни проводить интервенции и нежелания принимать жесткие решения по ограничению прироста монетарной базы. Еще одним фактором, играющим против гривны, стало резкое обесценивание рубля, которое привело к еще большему сокращению экспорта украинских товаров в РФ», – объясняет экономический эксперт.
К тому же, политика невмешательства Нацбанка в курсообразование вызвала у экспортеров нежелание продавать валюту, в итоге было резкое сокращение объемов торгов на межбанке – до $160 млн в день на фоне растущего объема вывода капиталов и массового снятия вкладов в гривне.
В то же время, Ярослав Жалило говорит о том, что в феврале было предпринято ряд мощных валютных интервенций, порядка 3,5 млрд долл., чтобы сбить спрос на валюту.
«После этого было длительное затишье до августа и ограничение спроса на валюту, за счет административных мер, то есть валютные резервы на регулирование курса не расходовались совсем. В сентябре было продано порядка 730 миллионов долларов, а в октябре – 3,2 млрд ушло на оплату внешнего долга», – рассказывает Жалило.
При этом Дмитрий Яблоновский говорит о том, что сейчас вообще в планах регулятора создать единый центр продажи валюты через Нацбанк, чтобы НБУ в такой способ назначал курс через такой центр.
«Кроме того, Нацбанк устанавливает курс примерно на 30% ниже от курса заключения сделок. Это манипулирование курсом нужно потому, что если будет применен реально тот курс, который есть, то ряду коммерческих банков придется отказать в рефинансировании или ввести временную администрацию», – утверждает Яблоновский.
Читайте также: Гонтарева до сих пор не знает, что будет с гривной в 2015 году
Отметим, по некоторым данным, Украина сможет получить транш только в феврале и сумма его будет $1,2-1,5 млрд, что хватит только на выплату «Газпрому» за поставку газа, но не для фиксации курса на валютном рынке. Поскольку инвесторы не уверены в способности правительства обеспечить укрепление курса в среднесрочной перспективе, а котировки форвардов на курс гривны на февраль составляют 20-21 гривну за доллар.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»