СНБО: еще одно оружие Президента в борьбе за полномочия

Читати українською

Пока в обществе продолжаются дискуссии вокруг темы реформирования страны, чиновники занялись любимым для себя делом – распределением полномочий. А точнее перетаскиванием «под себя».

Так, одной из первых законодательных инициатив Президента в новой Верховной Раде стало внесение изменений в Закон Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины». Соответствующий законопроект №1343 был внесен в ВР 10 декабря.

Листая страницы законопроекта, создается впечатление, что Президент таки решил создать для себя орган, который будет объединять в себе полномочия сразу четырех различных ведомств – Генпрокуратуры, МВД, Антикоррупционного бюро, Минобороны. Пока же СНБО – координационный орган по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины, который и является его руководителем.

Интерес ситуации в том, что в соответствии со статьей 107 Конституции СНБОУ координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны, однако в отдельном законе «О СНБО» реальные полномочия этого органа крайне ограничены. Фактически СНБО может только консультировать Президента по тем или иным вопросам по национальной безопасности и обороны и координировать работу в этих направлениях. Похоже, эту ситуацию в Администрации Президента Петра Порошенко решили исправить.

Целью законопроекта, как отмечается в пояснительной записке, является «приведение норм действующего законодательства Украины в сфере национальной безопасности и обороны в соответствие с Конституцией, совершенствование правового обеспечения деятельности Совета национальной безопасности и обороны, а также создание благоприятных условий для реализации СНБОУ своих конституционных полномочий». В частности, в СНБО должен появиться регламент, а консультативные функции дополняются еще и существенным перечнем полномочий:

  • принятие решения о неотложных мерах по решению кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины;

  • координация и контроль деятельности органов исполнительной власти в сферах противодействия коррупции, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью;

  • координация и контроль деятельности органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны.

Следует отметить, что согласно новому законопроекту, СНБО имеет право не только подавать предложения Президенту, но и принимать решения о:

  • проектах государственных программ, доктрин, законов Украины, указов Президента Украины, директив Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил, международных договоров, других нормативных актов и документов по вопросам национальной безопасности и обороны;

  • совершенствовании системы обеспечения национальной безопасности и организации обороны, образования, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти в этой сфере;

  • проекте Закона Украины о Государственном бюджете Украины по статьям, связанным с обеспечением национальной безопасности и обороны Украины.

Как видим, эти функции дублируют уже имеющиеся в других ведомствах. В частности, решение о ликвидации или реорганизации министерств находится в компетенции Кабмина. Более того, СНБО не может принимать какие-либо решения относительно законов, поскольку никаких полномочий в законотворческом процессе этот орган в соответствии с Конституцией не имеет. В частности, не совсем понятно, как СНБО сможет «принимать решения» во время рассмотрения законопроекта о Госбюджете.

Еще одним дискуссионным вопросом является предоставление СНБО контролирующих полномочий за действиями исполнительных органов власти в сфере противодействия коррупции. Как известно, именно с этой целью в начале 2015 года должно быть создано Национальное агентство по предотвращению коррупции.

Перестраховался Президент и в еще одном вопросе: согласно тексту предложенного им законопроекта, в случае досрочного прекращения полномочий главы государства исполнение обязанностей главы СНБО возлагаются на председателя Верховной Рады. Сейчас им является близкий соратник президента – Владимир Гройсман.

Интересен и тот факт, что в целом заключение главного научно-экспертного управления относительно законопроекта является критическим. Однако заключение профильного комитета, а именно по вопросам национальной безопасности и обороны – вполне благоприятное. «Комитет рекомендует Верховной Раде по результатам рассмотрения проекта в первом чтении принять его за основу и в целом как закон», – говорится в документе. Презентует законопроект в ВР представитель Президента в парламенте, член фракции Блока Петра Порошенко Руслан Князевич, а содокладчиком будет глава профильного комитета, народный депутат от «Народного фронта» Сергей Пашинский.

В контексте президентской инициативы стоит упомянуть и августовскую отставку с поста секретаря СНБО Андрея Парубия. Господин Парубий уже несколько месяцев назад знал о намерениях Президента усилить СНБО дополнительными полномочиями. Сегодняшнее назначение Турчинова секретарем СНБО выглядит вполне логичным завершением формирования нового формата отношений между пропрезидентской и пропремьерским командами.

Чем может грозить такой расклад событий? Вспомним 2005 год – первая волна борьбы между командой Президента и премьер-министра привела к девальвации чаяний украинского общества на какие-либо успешные изменения в стране. Чуть позже – в 2008-2009 годах противостояние между секретариатом Президента, который тогда возглавлял Виктор Балога с тогдашней руководительницей Кабмина Юлией Тимошенко продолжилось. О последствиях постоянных распрей между различными ветвями власти напоминать не стоит. Сейчас попытка усилить свои полномочия за счет СНБО сознательно или бессознательно будет подталкивать других политических игроков к новым виткам противостояния. Похоже на то, что «коалиционные войны» будут продолжаться и в следующем 2015 году. Не слишком благоприятная почва для проведения системных реформ, не так ли?

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

***

Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: