Постсоветские украинские избирательные кампании порой поражают масштабностью своих расходов. Эксперты подсчитали, что общий рынок услуг политических консультантов, рекламистов, а также тех смежных профессий, которые тем или иным образом зарабатывают на выборах, составляет примерно 1 миллиард долларов. На ежемесячное содержание партийной структуры крупной партии уходит примерно 5-6 миллионов долларов. Поэтому, создание и жизнедеятельность любой партии - занимает и времени, и ресурсов столько же, сколько и футбольный клуб.
Однако оно того стоит. Давайте подумаем вместе: если олигарх или группа заинтересованных лиц вкладывает такой большой ресурс в «раскрутку» партийных брендов, то, очевидно, они рассчитывают получить еще большие дивиденды. Деньги, удачно вложенные в партию, которая, к тому же, выиграет выборы в парламент - гарантированно принесут большую пользу их инвесторам. Это и возможность политического влияния на законодательную и исполнительную власть, и лоббирование, и медийное присутствие и многое другое. Однако это отнюдь не соответствует принципам представительной демократии, а, следовательно - интересы избирателей занимают далеко не первое место в целях деятельности политических проектов, которые у нас принято называть партиями.
Такая ситуация со становлением и деятельностью политических партий в Украине является одной из фундаментальных причин распространения политической коррупции, которая проникает глубокими метастазами во все сферы общественно-политических отношений в обществе.
Как с этим бороться? Уже много лет в среде украинского политикума продолжаются дискуссии по поводу возможности внедрения государственного финансирования политических партий. Возникновение действительно независимых от финансовых вмешательств олигархов политических партий является залогом воспитания действительно организованных политических команд, которые в будущем могут стать основой новой политической элиты.
Сейчас основным тезисом противников государственного финансирования партий является то, что это дополнительные расходы из бюджета, которые в нынешнем кризисном состоянии экономики не Украины не будут иметь значительной поддержки среди населения.
В сентябре народные депутаты Верховной Рады 7-го созыва провалили голосование за законопроект №4846 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения прозрачности финансирования политических партий в Украине и предвыборной агитации». За документ проголосовали всего 160 депутатов и это при том, что среди его авторов были Виталий Кличко, Олег Тягнибок, Сергей Соболев, Юрий Стець и другие нардепы и руководители фракций.
Однако уже 14 октября ВР приняла в целом правительственный законопроект «Об основах государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014 - 2017 годы». В частности, в п. 3 среди мер по предотвращению коррупции в представительных органах власти говорится о «введении прямого государственного финансирования деятельности политических партий как бюджетного финансирования уставной деятельности партий на основе результатов выборов, в частности о поддержке политических партий, которые не имеют парламентского представительства, и возмещения расходов на избирательную кампанию политическим партиям, которые преодолели избирательный барьер, в установленном законом размере».
Довести дело до конца своими подписями под коалиционным соглашением пообещали новоизбранные нардепы и руководители фракций нового большинства Верховной Рады 8-го созыва. «Принятие комплексных изменений в законодательство по внедрению государственного финансирования политических партий и обеспечение прозрачности финансирования партий и избирательных кампаний в соответствии с рекомендациями ГРЕКО», - говорится в п.1.5. в части «Реформы» раздела 1 «Обновление власти и антикоррупционная реформа» коалиционного соглашения.
Опять же, сроки и детализацию такого шага - коалицианты решили не раскрывать, оставив рассмотрение этого вопроса на свое усмотрение.
Необходимость государственного финансирования партий и положительный эффект от внедрения такого шага станет ощутимым только через 5-10 лет. Однако важность такого шага принесет существенные преимущества обществу:
- во-первых, это снизит до минимума влияние крупного капитала на формирование повестки дня политического процесса. Партии станут более самодостаточными, смогут нанимать профессиональный персонал и экспертов, которые будут помогать в создании законопроектов;
- во-вторых, если финансирование партий будет происходить по некоторым критериям, которые будут предусматривать финансовую поддержку непарламентских политических сил - это однозначно увеличит конкуренцию на политическом рынке идей и создаст предпосылки к объединению заинтересованных граждан в сообщества, способные самостоятельно нести новые принципы и идеологемы в политический дискурс;
- в-третьих, общество сможет контролировать деятельность партий. То есть, в перспективе мы сможем увидеть именно те политические силы, которые будут ориентироваться на решение реальных проблем избирателей, а не будут обычными ретрансляторами призрачных напоминаний о прошлом, или вообще работать на раскол общества в интересах отдельных геополитических игроков.
Конечно, государственное финансирование партий не является панацеей решения всех проблем, связанных с коррупцией в политике. И уж точно не могут и, видимо, не должны стать единственным источником финансирования политических сил. Ведь еще могут быть и частные пожертвования, и членские взносы, и вполне успешная хозяйственная деятельность (например, поступления от продажи партийной прессы, партийной символики, организации круглых столов, встреч).
Впрочем, насколько намерения нардепов в новой Раде относительно госфинансирования политических партий являются серьезными - можно будет оценить после того, как будет сформирован Государственный бюджет на 2015 год. В украинском законодательстве уже существует норма о так называемом «уставном финансировании» политических партий, преодолевших избирательный барьер и частичное возмещение избирательных расходов. Однако до сих пор, этот пункт старательно отменяли сами нардепы: так, в 2007 году законом «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» нормы закона «О политических партиях в Украине», которым вводилось государственное финансирование партий, были вообще отменены.
Удастся изменить ситуацию в следующем финансовом году - узнаем уже скоро, после принятия Госбюджета-2015.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»