Верховная Рада 8-го созыва: спринтерский забег или марафонская дистанция?

Читати українською

Уже через несколько дней украинцы выберут новую Верховную Раду. Очевидно, что депутатский состав нового созыва парламента будет наиболее неоднородным по своим взглядам, ведь впервые парламентские выборы проходят по требованию революционного времени.

Напомним, именно досрочные парламентские выборы были одним из главных требований революционного Майдана. Правда, во время Революции Достоинства граждане требовали провести выборы по новому избирательному законодательству. Однако нынешняя власть не спешила менять правила избирательной гонки - мол, слишком неопределенная ситуация в стране, а само общество пока не готово к таким изменениям.

В среде экспертов все чаще звучат прогнозы относительно непродолжительности каденции Верховной Рады 8-го созыва, которую украинцы изберут 26 октября. По самым оптимистичным прогнозам - новому парламенту дают всего 1-2 года. «С точки зрения производительности и конфликтности новый парламент будет одним из самых неэффективных и ситуативных. Если у главы государства было бы стратегическое стремление объединить депутатов не для реализации собственных интересов, а реализации интересов страны, то возможно, что этот парламент имел бы шансы на длительное существование. Но вы понимаете, власть не предлагает новых цивилизационных ориентиров для государства. Они слишком приземленные, меркантильные, и не чувствуют ту страну, которой они пытаются управлять», - считает политолог Константин Матвиенко. Такую же точку зрения разделяет и политолог Тарас Березовец: «Следующий парламент будет кратковременным: отработает от шести месяцев до максимум двух лет. Потому что группы, которые к нему зайдут, будут разными по своим политическим интересам».

Однако, есть и другие мнения, мол, все будет зависеть от поведения самих депутатов, способности к проведению реформ, готовности к компромиссам с Президентом и ситуацией во внешнеполитических событиях. «Сейчас очень часто звучат мнения, что эта Рада избирается на полгода или на год. Такие высказывания не имеют обоснования и существуют из-за большого недоверия к государству, политикам и участникам избирательной кампании. Я не вижу оснований говорить о возможных досрочных выборах в ВР. Но я вижу основания говорить о том, что будет огромное разочарование в обществе результатами выборов. Причина первая, пройдет когорта старых одиозных политиков. Вторая — этот парламент увлечется поверхностными изменениями и не покажет системного и глубокого результата по отдельным реформам, в которых сейчас нуждается общество», - заявил в интервью информационному порталу «Слово и Дело» председатель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель. Добавим также, что многое будет зависеть и от того, как будут разворачиваться военные действия на Донбассе.

Напомним, нынешняя Верховная Рада 7-го созыва проработала всего 2 года - последние парламентские выборы состоялись в октябре 2012 года. Поэтому попробуем проанализировать, какие шансы у новой Верховной Рады повторить судьбу своей предшественницы. Для этого воспользуемсяодним из методов анализа, что применяется в процессе стратегического планирования - SWOT-анализ.

Исследуемый объект - Верховная Рада 8-го созыва, моделирование поведения которой мы определим по 4-м следующим категориям:

Сильные стороны (strengths):

  • Очевидной сильной стороной новой Верховной Рады является то, что она начнет действовать именно после Революции Достоинства. В стране наметились перемены в самом понятии политической ответственности - и прежде всего это коснется будущих народных депутатов. Кроме того, даже те народные депутаты, которые в очередной раз получат мандат доверия от избирателей в новом парламенте - будут несколько осторожнее действовать и принимать свои решения относительно того или иного политического шага.

  • Прорывом в новой ВР можно считать появление определенного количества нардепов из среды общественных активистов, журналистов, медийщиков. Как минимум 20 нардепов в новом парламенте будут представлять общественный сектор. Кроме этого в списках партий Блока Петра Порошенко, «Народного фронта», «Гражданской позиции Анатолия Гриценко», «Самопомощи», «Батькивщины» есть кандидаты, которые хорошо зарекомендовали себя во время Революции Достоинства и на фронте во время боевых действий на Донбассе. Очевидно, эти люди будут меньше подвергаться коррупционным воздействиям, а также не давать лишнего повода скучать бывшим коррупционерам.

  • Наконец в парламенте может появиться большая пропрезидентская фракция и возможно - стабильная коалиция. А это шанс наладить эффективную работу по реформированию государства. Если каждый из союзников пропрезидентской фракции БПП - а это, скорее всего, будут «Народный фронт» и «Самопомощь» - себе подходящее место для максимально успешной реализации программы преобразований в стране, - тогда Верховная Рада 8-го созыва может войти в историю Украины как наиболее эффективная в реформировании государства.

Слабые стороны (weaknesses):

  • Самая слабая сторона новой ВР - это отсутствие времени. Оно играет и против парламентариев, и против власти, и против государства в целом. Особенно слабой ВР 8-го созыва будет в период так называемых «коалиционных торгов»: когда основные игроки будут решать по сути технические вопросы для страны, но важные для их политического будущего, то есть - делить должности. Не секрет, что именно этот этап в 2005 году был самым губительным для всей страны. Тогда, после победы Оранжевой революции и беспрецедентного кредита доверия Президенту Виктору Ющенко началась так называемая «коалициада», или просто банальные подковёрные войны между бывшими соратниками. Так, сначала это привело к перезагрузке парламента в 2007 году, а затем - и к реваншу Партии регионов.

  • Неизмененная система выборов приведет в новый парламент не менее 190 депутатов-мажоритарщиков. В определенный момент - чувствуя политическую целесообразность - это большая группа нардепов может начать свои политические игры. То есть, такие явления, как «тушки», перебежчики, формирования карманных групп народных депутатов, которые будут пытаться выторговать себе как можно большие преференции - никуда не исчезнут. Это может быть дополнительным препятствием для голосования стратегически важных законов в ВР 8-го созыва.

  • Не обойдет стороной новый парламент и судьба всех предыдущих. Хоть и в меньшем количестве, но в нем будут присутствовать все те же нардепы, которые уже не раз предавали интересы государства - прежде всего, голосуя за «диктаторские» законы от 16 января 2014 года, блокируя голосования за парафирование соглашения об Ассоциации с ЕС и т. д. На этот раз эта группа нардепов может сыграть роль откровенной 5-й колонны в хищных интересах России. Это еще один источник для дестабилизации ситуации в стране.

  • До сих пор мы наблюдаем четкое влияние олигархов на формирование избирательных списков всех политических сил, которые попадут в парламент, а также в поддержке многих кандидатов-мажоритарщиков. То есть, это означает, что в депутатском корпусе сохранятся группы влияния, что в ключевые моменты может оказать негативное влияние на деятельность и эффективность нового парламента.

Возможности (opportunities):

  • Наибольшей возможностью для своего эффективного функционирования, а значит и реальности сохранения полномочий на весь срок каденции ВР 8-го созыва, является проведение крайне необходимых для государства реформ. Какие реформы должны быть реализованы первыми - это уже решат сами парламентарии, но, безусловно, уже до конца 2014 года этот процесс должен стартовать.

  • У Верховной Рады 8-го созыва есть все предпосылки стать настоящим центром принятия решений и дискуссионной площадкой для изменений в стране. Если наладить этот процесс и сделать его максимально открытым, в сочетании с отсутствием популизма - это гарантирует как минимум постепенное снижение радикальных тенденций в обществе. То есть, вернет Украину к определенному цивилизованному политическому дискурсу. Согласитесь, ну не может страна решать собственные проблемы, ежегодно устраивая новый Майдан.

  • Есть шанс на то, что в Раде будут создаваться более качественные законопроекты. Не потому, что сейчас не хватает профессиональных юристов, а именно по той причине, что в парламент придут народные избранники, которые непосредственно знают проблемы в том или ином секторе общественно-политической жизни. Сократится определенная дистанция, которая существует между реальными проблемами граждан и видением их решения на законодательном уровне.

Угрозы (threats):

  • Слишком сильная поддержка действий Президента, или наоборот - жесткое сопротивление его действиям. В первом случае - это приведет к постепенной централизации власти с возможными авторитарными элементами управления. Во втором случае - к очередной перезагрузке парламента 8-го созыва.

  • Слишком велика вероятность «броуновского» движения в среде депутатов. То есть, мы получим и определенное количество бывших «регионалов», представителей Радикальной партии Олега Ляшко, пеструю команду от БПП, возможно прохождение мажоритарщиков от «Свободы». Кроме того, среди нардепов появятся бывшие командиры добровольческих батальонов, то есть появятся определенные милитаристские элементы, что безусловно также будет иметь свое влияние на деятельность ВР.

  • Не стоит забывать, что количество нардепов в ВР 8-го созыва не изменилось - согласно Конституции их все еще 450. А вот выборы состоятся далеко не во всех мажоритарных округах из-за ситуации с военными действиями на Донбассе и оккупацией Крыма. Таким образом, новая ВР не досчитается около 30 представителей от одномандатных округов на этих территориях (12 округов - в Крыму, 8 - в Донецкой, 6 - на Луганщине). В общем, около 4,6 миллионов украинцев, по данным сети «Опора», не смогут проголосовать из-за военных действий на Донбассе. Это означает, что часть Украины не будет представлена в парламенте, что остается поводом для определенных юридических последствий и угроз.

  • Еще одной угрозой является то, что среди кандидатов в нардепы очень мало специалистов по определенным видам реформ. Прежде всего, непонятно, кто из депутатов возглавит инициативные группы по разработке реформы в налоговой сфере, местного самоуправления, ЖКХ и др.

  • Слишком высокие ожидания избирателей. Да, действительно, в очередной раз украинцы ожидают слишком многого от нового состава парламента. Очевидно, что чуда не произойдет: это может спровоцировать новые уличные протесты, которые будут основаны не только на политических требованиях, а касаться прежде всего решения неотложных экономических и социальных проблем.

Как видно из проведенного нами анализа, в новой ВР по количеству пунктов преобладают слабые стороны и очевидные угрозы. Поэтому вывод один: у народных депутатов будет очень ограниченный временной ресурс, чтобы проявить свои сильные стороны и полноценно использовать возможности. Прежде всего, это касается эффективности проведения реформ. У Верховной Раде 8-го созыва будет всего несколько месяцев, чтобы убедить избирателей в эффективности и необходимости своих законотворческих действий. Иначе парламент может стать еще одним источником нестабильности и дополнительным тормозом на пути к изменениям в стране. А это открывает путь для реализации еще одной скрытой угрозы - возможности узурпации власти и диктатуры Президента, - пожалуй, наиболее пессимистического сценария для нынешней Украины.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: