У политических сил нет четкого видения глубинных реформ – Кошель

Читати українською

Новоназначенный председатель Комитета избирателей Украины и политический эксперт Алексей Кошель рассказал в эксклюзивном интервью «Слову и Делу» об особенностях досрочных парламентских выборов, которые состоятся уже в это воскресенье, 26 октября.

СиД: Какие технологические особенности и новые тренды на этих парламентских выборах?

А. К. : Первая технологическая особенность  краткость по времени. Политики и политические силы уделяют сейчас больше внимания не содержаниям, а лозунгам. Грубо говоря, если говорить о рекламе, на этих выборах мы видим использование коммерческих подходов –  обычный маркетинг, который позволяет быстро продать избирателям кандидата как товар: мы обращаем внимание на обертку, на название, на лицо, но не на состав. Избиратели не имеют возможности посмотреть на «содержание» политиков, несмотря на то, что хотят видеть новые смыслы и лица.

Вторая –  эта кампания проходит в условиях войны. Именно поэтому мы и видим огромное количество спекуляций на теме АТО. На мажоритарке даже те, кто голосовал за законы 16 января и не голосовал за прекращение боевых действий в феврале, сейчас выступают с поддержкой бойцов АТО и фотографируются в камуфляже на борды.

СиД: Эти выборы –  новая эра популизма?

А. К.: Выборы –  это всегда популизм. Но я бы сказал, эта избирательная кампания имеет большой элемент цинизма именно через спекуляции на теме АТО.

СиД: Недавно вступили в силу нормы закона об усилении ответственности за нарушение избирательных прав граждан. По вашему мнению, насколько это повлияет на ситуацию с фальсификациями в день выборов?

А. К.: Это революционное решение в избирательном законодательстве может поставить достаточно серьезный барьер для прямого и косвенного подкупа. Но на этих выборах, эти нормы не будут иметь серьезного законодательного воздействия –  необходимо большое количество уголовных дел –  а сейчас мы видим по факту подкупа избирателей около 70 дел, –  чтобы поставить психологических барьер для избирателей. Я надеюсь, что эта кампания станет последней, когда механизмы подкупа будут использоваться как эффективный технологический прием.

СиД: Если сравнивать досрочные выборы 2014 с 2012, какие выборы технологически грязнее?

А. К .: Выборы 2012 года - были самыми грязными в истории Украины и десятки депутатов попали в парламент именно через систему подкупа. Сейчас механизм подкупа уменьшился вдвое. Но надо понимать, что полностью от подкупа мы не денемся никуда.

СиД: На ваш взгляд, насколько длительной будет каденция Рады 8 созыва?А. К .: Сейчас очень часто звучат мнения, что эта Рада избирается на полгода или на год. Такие высказывания не имеют обоснования и существуют из-за большого недоверия к государству, политикам и участникам избирательной кампании. Я не вижу оснований говорить о возможных досрочных выборах в ВР. Но я вижу основания говорить о том, что будет огромное разочарование в обществе результатами выборов. Причина первая, пройдет когорта старых одиозных политиков. Вторая –  этот парламент увлечется поверхностными изменениями и не покажет системного и глубокого результата по отдельным реформам, в которых сейчас нуждается общество. Если проанализировать политические силы, то мы увидим, что там нет четкого видения глубинных реформ. В парламент пройдет несколько человек, что понимают и могут сделать избирательную реформу, идет группа общественных активистов и журналистов, которые могут строить общественное вещание и предпринять шаги по деолигархизации СМИ. Но нет специалистов по реформе местного самоуправления, реформе системы власти, эти блоки сводятся к общим лозунгам и популизму. Никто не предлагает революционных решений.

СиД: Вы говорите о разочаровании общества, логичный вопрос, когда вы ожидаете третий Майдан?

А. К .: Третий Майдан уже происходит, просто не в форме палаток. Мусорная люстрация, протестные акции, повышенное требование к власти и чрезвычайно активное гражданское общество - вот, что такое новый Майдан. Я надеюсь, что в конце концов, он перейдет в форму контроля за действиями власти в центре и на местах.

СиД: Более 300 ныне действующих народных депутатов баллотируются в Раду. Многие из них будут представлены в парламенте 8 созыва. Принимая во внимание этот факт, можно говорить о новом качестве будущего парламента?

А. К .: В любом случае новый парламент - это не просто 226 депутатов, а более 300 депутатов, которые будут занимать четкую проевропейскую позицию. И будет четкое взаимодействие парламента с Администрацией Президента. Сейчас Порошенко выстраивает схему работы, по которой он единолично влияет на различные органы –  и на новый парламент также. Поэтому может произойти ситуация, когда будут делаться системные и глубинные реформы, но это будут законы написанные на Банковой и послушно проголосованные в Верховной Раде.

Читайте также: Депутатов заставили отчитаться (ФОТОРЕПОРТАЖ)

СиД: Первый и второй главы Комитета избирателей Украины решили перейти в политическую сферу. Собираетесь ли вы идти в политику?

А. К .: Они для нас  поддержка наших идей в парламенте относительно избирательного законодательства. Сейчас многие политики говорит об изменении избирательной системы. Это большая ошибка, изменение избирательной системы –  это второстепенное решение. Главное – ликвидация избирательной коррупции. Это позволит выбрать более честную власть. И это нужно сделать уже в 2015 году, чтобы мы вышли на местные выборы с законодательством очищенным от коррупционной составляющей.

СиД: А лично вы собираетесь следовать традиции голов КИУ?

А. К .: Я не намерен идти в открытую политику. Я собираюсь работать, чтобы организация активно влияла на процессы в государстве, а также способствовала люстрации.

СиД: Кстати, по поводу люстрации. В интервью нашему изданию Татьяна Монтян сказала, что механизмов реализации закона о люстрации нет. По-вашему мнению, люстрация возможна или это популизм?

А. К .: Я доверяю Монтян как юристу. Многие юристы говорят, что закон «Об очищении власти» не совершенен. В условиях жесткого противодействия и сжатых сроках принять совершенный документ невозможно. Возникает много вопросов в отношении лиц, которые проходят люстрацию. Есть много мнений о том, что этот закон должен быть жесткий. Задачей нового парламента станет принятие изменений, чтобы люстрационный процесс происходил понятно для общества, прозрачно, эффективно и в очень короткое время. Потому что, тезис правительства о проведении люстрации за 2-3 года, думаю, не устраивает никого.

СиД: Вряд ли общество будет так долго ждать: мусорников в Украине много.

А. К .: Да. И это мне напоминает тезис о том, что в этом году правительство взяло несколько месяцев на разработку документации по «стене». В это же время, военные специалисты говорят, что за этот период можно было построить первых 1,5 тыс. км этой стены.

СиД: Украинцы точно ожидали немного другую стену...

А. К .: Это претензии не к Яценюку, а в целом у государственному аппарату. У нас настолько несовершенный, абсурдный и нелогичный бюрократический механизм, естественно, что новая команда в ВР должна понять, любая реформа не будет эффективной без реформы системы власти и административно-территориальной реформы.

СиД: КИУ принял решение не проводить наблюдения на Донбассе на отдельных округах из-за угрозы жизни и здоровью наблюдателей. Поэтому можно предположить, что на этих территориях не будет обеспечена прозрачность и законность волеизъявления граждан. Будут проводиться наблюдения каким-то другим способом для предотвращения фальсификаций?

А. К .: Мы обратились к властям, в частности к руководству АТО, с тем, чтобы ЦИК там выборы не проводились.

СиД: Какие, по-вашей информации, регионы сейчас являются наиболее проблемными в части фальсификаций?

А. К .: Так называемые депрессивные регионы - сельская местность центральной и южной Украины, также Донбасс. Здесь меньше средств у населения и больше соблазн продать свой голос. Отдельным политикам из-за отсутствия значительного количества СМИ здесь легче манипулировать людьми. Поэтому мы и видим такую миграцию, например типичных киевских политиков как Алла Шлапак и Олесь Довгий в села Одесчины и Кировоградщины.

СиД: Верховная Рада не разрешила голосовать участникам АТО. Насколько существенно этот факт может повлиять на результаты выборов?

А. К .: Если смотреть с математической стороны, то этот факт существенно не повлияет, потому что не проголосует всего несколько десятков тысяч человек. Мы же не говорим о том, что около 70 тыс. охранников тоже не проголосуют, потому что не зарегистрировались на соответствующих участках. Но дело здесь в другом - обязанность Верховной Рады поддержать нашу армию и добровольцев любой ценой. В парламенте увлеклись политическими играми и на довольно позорной ноте завершили каденцию.

СиД: Но, в принципе, у Турчинова еще есть время обратиться в ЦИК с просьбой организовать выборы в зоне АТО за счет временных участков. Ожидаете ли вы таких действий от него?

А. К .: Я не вижу никакого смысла в обращении Турчинова как главы Верховной Рады. ЦИК организует свою работу и не требует никаких обращений чиновников. Но вопрос в том, что до выборов остается несколько дней, поэтому естественно, что Турчинов обращается помпезно посредством СМИ с призывами к ЦИК. Мы обрисовали достаточно четко два сценария: вчера мы обратились к председателю Верховной Рады и заявили, что они могут провести еще очередное внеочередное заседание, чтобы подобное решение было принято и подписано Президентом. И это позволит хотя бы части военнослужащих проголосовать. Другой вариант  ЦИК создает специальные избирательные временные участки. По законодательству время для их регистрации уже закончилось. Но, по большому счету, это было бы незначительное нарушение законодательства и страна могла бы выйти из этой ситуации. Но, к сожалению, ЦИК не хочет нарушать ни одной нормы закона  и это можно понять, потому что она обеспечивает чистоту выборов - а Александр Турчинов ограничился лишь призывами. Поэтому, все же, военнослужащие и добровольцы проголосовать не смогут.

СиД: Исходя из того, что Турчинов едва собрал депутатов 20 октября, возможно, что в пятницу они соберутся?

А. К .: Учитывая сверхусилия, которые используют политсилы, чтобы показать избирателям как они поддерживают армию и помогают добровольцам в АТО, для политсил это большая возможность превратить заседание ВР на красивый агитационный ролик и еще раз подчеркнуть свое попечение бойцами АТО. Но, считаю, что это уже вряд ли удастся, поскольку требует значительных усилий. Более того, если закон не примут, то это будет засчитано как личное поражение организаторов заседания.

СиД: По результатам анализа Комитета избирателей Украины, 293 места в Раде имеют шанс занять новые лица. А 131   бывшие парламентарии. Не считаете ли вы эти новые персоны потенциальными тушками, кнопкодавами, перебежчиками? И не разочаруют ли представители общественного сектора, журналисты украинское общество?

А. К .: Я думаю, новые лица, особенно представители общественного и журналистского сектора, не разочаруют. Прежде всего они будут активными депутатами. Разочарование работой парламента будет вообще, из-за не должным образом реформированного государства.

Читайте также: «Не наступите на очередные политические грабли» (ФОТОРЕПОРТАЖ)

СиД: Не видите ли вы реальную угрозу в чрезмерной милитаризации будущего парламента?

А. К .: Одно из ключевых заданий   реформа украинской армии. Военные и добровольцы, это во-первых, честные люди. Они пошли воевать за Украину по собственной воле, это значительный поступок, который дает им право называться гражданами и политиками. Сегодня они нужны в парламенте для реформы армии.

СиД: Вы озвучивали информацию, что в новую Верховную Раду попадут 35 депутатов, голосовавших за законы 16 января. Это как факт того, что избиратели не стали ответственными?

А. К .: Таких людей будет гораздо больше. Проблема в политической системе и недостаточно сильной провластной силе, что из-за х ошибок или недостаточных сил на местах подыгрывает вчерашним политикам и обеспечивает им широкое присутствие среди власти.

СиД: Каких нарушений вы ожидаете в день выборов?

А. К .: Самая большая проблема  это подкуп  до 40% округов и цифра будет увеличиваться. Легализация подкупа через «агитаторов». Это может быть и срыв голосования по отдельным участкам и подтасовки голосования на отдельных участках, черный пиар, откровенный криминал. Но, по сравнению с 2012 годом, в 3-4 раза будет меньше нарушений.

СиД: По итогам работы ВРУ 7 созыва «Слово и Дело» зафиксировало более 1400 невыполненных обещаний. На ваш взгляд, что может заставить политиков ответственно и сознательно относиться к выполнению собственных обещаний и в вопросе отчетности перед избирателями?

А. К .: Политики уже стали ответственными. Несколько лет назад отчеты общественным структурам считались чем-то ненужным  сейчас это часть избирательной компании и украинской политики. Поэтому, чем более такие структуры как ваша будут заниматься вопросом ответственности политиков, анализировать, мониторить, тем ответственнее к этому они будут относиться  это взаимосвязанный процесс. Вы фактически уже изменили украинскую политику –  и чем активнее проводите свою работу, тем более меняете лучшему.

Общалась Анастасия Соснова, «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: