Украинский рынок политтехнологий не всегда может похвастаться действительно креативными методами манипуляций мнениями избирателей. Как правило, на каждой из отечественных избирательных кампаний не обходится без регистрации кандидатов-клонов, «слива» компромата, провокаций. То, что в политтехнологической тусовке принято называть «черным PR».
Однако, кроме старых, проверенных временем методов ведения предвыборной борьбы, популярность приобретают так называемые технологии «политики для развлечения» (policy for fun). Как правило, в цивилизованных странах такие технологии используются как аллегория для привлечения внимания избирателя к определенной проблематике. У нас данные проекты внедряются с более прагматичной целью - «оттянуть» голоса избирателей, или нейтрализовать влияние определенного социального слоя общества, которые желают принять участие в выборах.
Так, Интернет партия Украины на этих досрочных парламентских выборах начала массированную атаку округов своими кандидатами. Основным выдвиженцем является так называемый Дарт Вейдер (персонаж из фантастической, культовой на Западе, голливудской киноэпопеи «Звездные войны»), который уже баллотировался на мэра в Киеве и Одессе в мае этого года.
Внимание избирателей привлекают громкие и необычные представления-перфомансы с участием фантастических персонажей киноэпопеи на улицах украинских городов. К тому же, сам кандидат Дарт Вейдер ощутимо рекламируется в соцсетях и остроумно обыгрывает различные актуальные политические и социально-экономические украинские реалии с внешних рекламных плоскостей - на билбордах и других рекламных носителях.
Читайте также: Думай кого выбираешь: политический портрет Виктора Пилипишин
К слову, в количественном объеме, Интернет партия Украины и ее основной кандидат заняли далеко не последнее место среди основных участников избирательного процесса по критерию распространенности своей рекламы на билбордах в столице. Кроме того, на досрочных выборах Президента Украины в мае этого года, представитель «Интернет партии Украины» Дарт Вейдер подал документы на регистрацию кандидатом и залог в сумме 2,5 миллионов гривен. Впрочем, ЦИК отказала в регистрации господину Вейдеру. Безусловно, у критически настроенного избирателя сразу возникнут логичные вопросы об источниках такого мощного финансирования данного политического проекта.
Самое интересное, что каждый желающий киевлянин на этих досрочных парламентских выборах сможет поддержать кандидата Дарта Вейдера во всех столичных мажоритарных округах. ЦИК зарегистрировало 13 Дартов Вейдеров (по состоянию на 02.10. За последние сутки 02-03.10 на сайте ЦИК было зарегистрировано еще 3 - ред.), которые в бюллетенях, в основном, будут отличаться только отчеством и годом рождения. Что характерно, все зарегистрированные кандидаты - киевляне, большинство из которых не имеют высшего образования, в возрасте до 35 лет.
Основной электорат проекта под названием «Дарт Вейдер» - студенческая молодежь. Опасность заключается в том, что та часть молодых людей, которые приезжают на учебу в Киев и регистрируются по месту жительства в общежитиях, часто не являются активными избирателями, и не пытаются разобраться в политических реалиях своего округа. А вот проголосовать «ради прикола» за необычного персонажа из фантастических «Звездных войн» - почему бы и нет? Именно протестный электорат и избиратели, которые не определились со своими политическими предпочтениями - и являются основными целевыми аудиториями технологов «Дарта Вейдера».
Наглядный пример действенности технологии policy-for-fun можно привести по результатам голосования на 49-м избирательном округе (Соломенский район) на выборах мэра столицы в мае этого года, на которого баллотировался и кандидат Дарт Вейдер. Основная масса избирателей в этом округе - это студенты столичных университетов КПИ, НАУ и НМУ, поэтому технология сработала безотказно: кандидат Дарт Вейдер по подсчету голосов занял 3-е место.
При такой тенденции, становится очевидным, что в совокупности на всех киевских мажоритарных округах общий «Дарт Вейдер» сможет украсть от 1 до 3% голосов избирателей. Непременно возникнет уместный вопрос: а кому это может быть выгодно?
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»