Ни одна украинская власть не решила вопрос реконструкции устаревшей газотранспортной системы, хотя обещаний по этому поводу политики раздали много. Недавно министр экономики Павел Шеремета озвучил позицию нового Кабмина о дальнейшей судьбе ГТС: труба останется в государственной собственности, поскольку продавать ее противозаконно. Такую позицию мы слышим не впервые - ее поддерживали разные политики и простые граждане все годы независимости. Однако все эти 22 года власть не сумела использовать экономический и политический потенциал украинской трубы на полную.
Эксперты признают, что ситуация вокруг ГТС неоднозначна. «В теории - это (газотранспортная система в государственной собственности) мощное средство обеспечения украинской экономической независимости. Свидетельством этого является строительство Россией «Южного потока» и других обходных путей, на которые тратятся очень серьезные суммы», - объясняет политолог Петр Олещук. Однако эксперт добавляет, что ни одна украинская власть пока не сумела эффективно использовать потенциал украинской трубы. Поэтому вопрос, нужно ли оставлять ГТС в госсобственности, является достаточно спорным.
Поддерживает мнение Олещука и экономический эксперт Борис Кушнирук: «У нас практически всегда газотранспортная система использовалась как источник для собственного обогащения, и сейчас вопрос состоит в том, сможем ли мы создать действительно прозрачную компанию».
Украинские чиновники один за другим воздерживались от приватизации трубы. Такие заявления звучали от Виктора Януковича, Николая Азарова, Константина Грищенко, Михаила Чечетова, Инны Богословской, Алексея Плотникова, Анатолия Кинаха и даже Вячеслава Кириленко.
Юлия Тимошенко во время своего премьерства заявляла, что не допустит ни приватизации ГТС, ни создания каких-либо международных консорциумов для ее управления. После отставки Тимошенко с поста премьера дело удержания ГТС в государственных «объятиях» продолжила ее партия. Так, в 2012 году фракция БЮТ не голосовала за законопроект о реформировании нефтегазового комплекса, а на согласительном совете депутаты договорились снять его с рассмотрения.
По факту, на сегодня ГТС, как и обещали политики, остается в государственной собственности, но ее модернизацией никто не занимается. Виктор Янукович и его бессменный премьер-министр Николай Азаров не раз задавались вопросом, как реконструировать украинскую трубу и где найти на это средства. Последний еще в 2011 году доказывал: правительство сделает все возможное, чтобы работы по реконструкции ГТС завершились в сжатые сроки.
На практике за три года Кабмин даже не реализовал единственный открытый проект по модернизации газопровода «Уренгой - Помары - Ужгород», не говоря уже обо всей газотранспортной системе. В прошлом году экс-министр энергетики Эдуард Ставицкий был уверен, что в начале осени Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития дадут Украине кредит для модернизации ГТС. В результате украинцы так и не получили средств от европейской стороны.
«В действиях бывшего руководства присутствовала сложная коррупционная игра, поиск выгод для себя и т.д.», - объясняет безуспешные попытки недавних руководителей осуществить какие-то сдвиги в газотранспортной сфере Борис Кушнирук.
Обещания экс-президента Януковича и экс-премьера Азарова удержать украинскую трубу в государственной собственности не помешали им много раз начинать переговоры о создании газотранспортного консорциума для передачи части полномочий по управлению ГТС России и ЕС. Янукович планировал, что решение по созданию консорциума будет готово уже в первом полугодии 2013 года. Однако дальше декламаций дело не зашло.
Российская сторона настаивала, что хочет создать двусторонний консорциум с украинской ГТС без участия ЕС. «Консорциум только с Россией - это фактически передача контроля последней», - предостерегает Петр Олещук.
Год назад Эдуард Ставицкий отчитывался, что за несколько недель состоится «круглый стол», где и решится, какой консорциум стоит создавать - трехсторонний или двусторонний. Однако переговоры так и не состоялись, вопрос создания консорциума отошел на второй план и почти не поднимался.
Во времена своего депутатства нынешний премьер Арсений Яценюк заявлял, что в случае незаконной приватизации Россией украинской ГТС он и партия «Батькивщина» приложат максимум усилий, чтобы вернуть ее в государственную собственность. В мае прошлого года он заявил, что между украинской и российской сторонами ведутся подобные переговоры. Подтверждением этому, по мнению Яценюка, служил спорный правительственный законопроект, которым предусматривалась возможность приватизации НАК "Нефтегаз" и его дочерних предприятий. Депутаты проект заблокировали и отозвали.
Недавно Арсений Яценюк, находясь уже в статусе премьер-министра, изменил свое мнение относительно продажи компании и заявил, что хочет продать «Нефтегаз», поскольку «это абсолютно и полностью непрозрачное чудовище». Борис Кушнирук соглашается, что многие активы «Нефтегаза» можно и нужно продать, однако он предостерегает, что ключевые активы компании нужно оставить в государственной собственности: «В «Нефтегазе» ключевое предприятие - то, которое обеспечивает транспортировку газа и его хранение в хранилищах. Вопрос о приватизации этих предприятий пока ставить неуместно».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»