На фото - министр финансов Германии. Он едет на выборы президента страны в 2012 году. Пересадить министров на велосипеды решил и Кабинет Министров Украины. Там предлагают сократить автопарки всех центральных органов власти, в том числе министерств и ведомств, до 1 (одного!) служебного автомобиля. Верховная Рада уже проголосовала за отмену некоторых льгот народным депутатам. Далее правительство планирует сэкономить на финансировании государственных учреждений, и продать почти все ведомственные авто. Однако некоторые эксперты считают, что государственный орган не может обходиться только одной машиной.
Сегодня реализация замысла Кабмина все еще находится на стадии разработки. Минфин готовит разъяснения процедуры, по которой будут продаваться излишние автомобили. Также в ведомстве составляют перечень машин, которые будут реализованы, объяснили в пресс-службе Министерства. Впрочем, министр финансов Александр Шлапак уже успел сообщить, что правительство готовится распродать около 1500 автомобилей центральных органов власти.
В Государственной миграционной службе доказывают, что для нормальной работы их ведомства одного автомобиля недостаточно. Центральный аппарат Службы включает четыре офиса. Соответственно, на балансе миграционной службы - четыре автомобиля. Хотя все адреса ведомства находятся в центре, автомобилями перевозят совершенно разные документы, корреспонденцию, платежные поручения и т.п. «Перевозить это в руках... не дай Бог что-то исчезнет. Также автотранспорт нужен для выезда на встречи, иногда - для перевозки мебели, техники и т.д. Если придут спрашивать, почему мы используем больше автомобилей, чем установлено лимитом, будем разъяснять ситуацию», - объясняет директор Департамента бухгалтерской службы и ресурсного обеспечения миграционной службы Виктория Стус.
«Одного автомобиля для ведомства однозначно недостаточно. Скорее всего, это просто популистский шаг, не направленный на повышение эффективности работы государственных органов. Отказаться от перевозки документов, которые нельзя переслать в электронном виде, точно не удастся. Как альтернатива, возможен аутсорсинг - привлечение водителей с автомобилями. Но нет уверенности в том, что это позволит сократить расходы, наоборот, они могут даже увеличиться», - объяснил председатель Центра экономического и политического анализа, эксперт в области транспорта Александр Кава.
Согласно пока что действующему Постановлению Кабмина (Об установлении лимита легковых автомобилей, обслуживающих органы исполнительной власти), для каждого государственного учреждения определялся свой "потолок" размера автопарка. Для центрального аппарата миграционной службы этот лимит составляет пять легковых авто.
Для других ведомств секвестр автопарков проблемы не составит. «Мы полностью поддерживаем инициативу правительства. На балансе регистрационной службы находятся два автомобиля, которые, я так понимаю, были приобретены предыдущей властью. Это авто представительского класса Volkswagen Phaeton и Mitsubishi Outlander. Более дорогой Volkswagen мы передадим на продажу, а Mitsubishi оставим», - говорит новый председатель Укргосреестра Игорь Алексеев.
В Министерстве инфраструктуры доказывают, что они полностью отказались от автотранспорта ранее, и на балансе ведомства не значится ни одного авто. Об этом сообщила руководитель пресс-службы Мининфраструктуры Наталья Новикова. Ее поддерживает и эксперт Кава: «Многие сотрудники пользуются своими автомобилями. Госучреждение, например, может компенсировать сотруднику расходы на топливо, если он будет ездить в рабочих делах, используя собственный автомобиль. В некоторых странах применяется такой подход. Подобной практикой пользуются и отдельные украинские компании».
По сообщению Минфина, излишние авто будут проданы на аукционах, организацией которых займется Фонд государственного имущества. В пресс-службе Фонда нам сообщили, что пока никакая официальная информация о реализации автомобилей госорганов "к ним не поступала".
Вместе с тем, доходы от продажи подержанного авто будут значительно ниже, чем цена нового автомобиля. «Однозначно подержанное автомобиль будет стоить дешевле нового, но, если оценка будет проведена справедливо и он будет продан по рыночной цене, то никакой проблемы я в этом не вижу», - считает Александр Кава. Он также добавляет, что правильным подходом будет, если наши чиновники все же откажутся от дорогих автомобилей представительского класса. Если говорить о закупке служебных авто, то это должны быть машины эконом-класса или среднего класса. Относительно аукционов эксперт отметил, то их эффективность будет зависеть от того, сколько участников будут знать о конкурсе, сколько участников будут допущены к конкурсу. Результаты аукциона должны стать публичными для общественности. Это будет хорошей гарантией того, что продажа не пройдет по теневой схеме с занижением стоимости.
Вопрос отмены льгот и привилегий чиновников был и остается одним из самых повторяющихся обещаний нового премьер-министра Арсения Яценюка. Еще в сентябре 2012 года Яценюк сообщил, что план объединенной оппозиции в бюджетной сфере предусматривает ликвидацию так называемых «непрофильных расходов». Предполагалось также и сокращение автопарка госучреждений. Одно из старых обещаний Яценюка правительство сегодня и реализует.
Кроме того, недавно было реализовано обещание премьер-министра об отмене депутатских льгот и привилегий. Правда, только через три года. Обещал Арсений Петрович сократить и расходы на нужды Генпрокуратуры и Конституционного Суда. Под пристальным мониторингом «Слово и Дело» также остается заявление премьер-министра о том, что все члены Кабмина будут летать исключительно рейсовыми самолетами и в эконом-классе. О результатах этих обещаний мы сообщим позже.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»