Туристический бизнес в Украине испытал два серьезных удара за последние годы. Сначала началась пандемия коронавируса с сопутствующими карантинными ограничениями, а когда отрасль стала приходить в себя разразилась полномасштабная война, и спрос на отдых резко снизился. По данным Forbes, до войны в Украине было около 3,7 тысяч туристических агентств, теперь же осталось меньше тысячи. «Слово и дело» предлагает посмотреть на финансовые результаты крупнейших из них.
Join UP!
Join UP! – это одна из самых больших туристических компаний Украины, которая организовывает туры в более чем полсотни направлений (в том числе, в Турцию, Египет, ОАЭ и европейские страны). Последние годы туроператор получает убытки.
В 2019 году выручка компании составила 70,3 млн гривен, убыток – 29,5 млн. В первый год пандемии оператор получил 18,5 млн гривен выручки и 64,9 млн убытка.
В 2021 году размер выручки вырос почти вдвое – до 34,3 млн гривен. При этом убыток превысил предыдущий год – 69,9 млн.
За первый год полномасштабной войны турагентство получило только 7,2 млн гривен выручки, убыток вырос до 129,5 млн. В 2023 году выручка выросла до 16,6 млн гривен, при этом убыток увеличился почти вдвое – до 233,3 млн.
За первое полугодие 2024-го компания получила 1,5 млн выручки и 89,2 млн убытка.
Coral Travel
Компания продает туры в по Турции, Египту, Украине, Греции, Испании, Тунису, Кипру, Марокко, ОАЭ, Таиланду, Израилю, Андорре, Бали, Сейшелах, Кубе, Мексике, Доминиканской Республике, Индии, Австрии, Сингапуре, Мальдивам, Болгарии, Вьетнаму, Маврикию, Танзании, Иордании и Шри-Ланке.
В 2019 году выручка туристического оператора составила 53,4 млн гривен, прибыль – 0,27 млн.
В 2020 году оператор получил 37,6 млн гривен выручки и минимальную прибыль в размере 0,01 млн. В 2021 году выручка выросла до 73,9 млн гривен, прибыль составила 1,9 млн.
Во время полномасштабной войны компания стала убыточной. В 2022 году выручка составила 5,2 млн гривен, убыток – 2,2 млн, в 2023 году – 6,4 млн и 8,7 млн соответственно, за первые шесть месяцев 2024-го – 9,3 млн и 4,1 млн соответственно.
Alf
Туристическая компания Alf работает с почти 40 направлениями, в том числе с Турцией, Египтом, США и европейскими странами.
В 2019 году оператор получил 6,6 млн гривен выручки и 0,04 млн прибыли. В 2020 году выручка снизилась почти вдвое, до 3,6 млн. По итогам года компания получила 1,1 млн убытка.
В 2021 году доход от реализации продукции вырос до 5,1 млн, в 2022 году он составил 4,3 млн, а в 2023 году – 10,2 млн (рекорд за период, который мы рассматриваем). За эти три года размер прибыли компании не менялся – 0,2 млн гривен.
За первое полугодие 2024-го выручка компании составила 4,5 млн гривен, прибыль – 0,04 млн.
Tez Tour
Компания организовывает туры в почти 30 стран мира, в том числе в Турцию, Египет, Италию, Китай, Грецию.
В 2019 году турагентство заработало 3 млн от продажи продукции и получил 0,4 млн прибыли. В первый год пандемии выручка снизилась до 2 млн, а прибыль – до 0,3 млн.
В 2021 году выручка выросла до 3,7 млн гривен, при этом прибыль снизилась до 0,06 млн.
Первые два года полномасштабной войны были убыточными для компании. За 2022 год было 0,3 млн гривен выручки и 0,2 млн убытка, за 2023 год – 0,7 млн и 0,7 млн соответственно.
Данных за 2024 год пока нет.
Eurotrips
Туристическая компания Eurotrips занимается организацией групповых бюджетных автобусных путешествий в Европу.
В 2019 году туроператор получил 17,1 млн гривен выручки и 0,2 млн прибыли.
В первый год пандемии выручка упала до 0,8 млн, но прибыль осталась на уровне 2019 года.
В 2021 году доход компании от продажи туров вырос сразу до 24,3 млн гривен. Прибыль по итогам года составила 0,05 млн.
В 2022 году сумма выручка снизилась вдвое – до 12,9 млн гривен. Компания получила 0,04 млн прибыли.
В прошлом году компания заработала от продаж еще меньше – 9,7 млн гривен. Прибыль составила 0,1 млн.
«Відвідай»
Этот оператор продает туры по Украине, Польше, Словакии, Румынии и Черногории.
В 2019 и 2020 годах выручка компании составила 4,7 млн гривен, а прибыль – 0,3 млн.
В 2021 году выручка выросла до 6,1 млн, в то же время прибыль сократилась до 0,2 млн.
Во время полномасштабной войны компания продала туров на 2,7 млн гривен в 2022 году и 4,9 млн в 2023-м. По итогам этих двух лет компания получила 0,1 млн прибыли и 0,07 млн убытка.
Напомним, из инфографики можно узнать, какими были поступления в местные бюджеты от туристического сбора во время пандемии и большой войны.
«Слово и дело» анализировало, как полномасштабная война отразилась на доходах других компаний: мобильных операторов, операторов почтовых услуг, сетей продуктовых супермаркетов, двух самых больших сетей фастфуда в Украине (McDonald's и KFC), популярных книжных магазинов, производителей готовой еды и блюд.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»