«Я призываю всех моих друзей, родных и близких восстать против моих настоящих убийц — правительства Соединённых Штатов. Всё, что со мной случится, — это результат их самодовольства и преступных намерений.
Я прошу своих любимых родителей — сохраните остатки моего достоинства и не принимайте той жалкой подачки за мою смерть от людей, которые фактически вколотили последний гвоздь в крышку моего гроба с помощью воздушных налётов на Ирак.
Я обращаюсь к моему брату Джону, который служит в ВВС США, подумать о том, что ты делаешь. Думал ли ты о жизни, когда уничтожал в том числе свою собственную семью? Я призываю тебя Джон, подумать о том, кто недавно принял решение бомбить Ирак и убить тех людей, кем бы они ни были. Подумай Джон, кто их на самом деле убил? Разве они думали обо мне, о моей семье, когда принимали решение? Я умер в тот день, Джон, когда твои коллеги сделали бомбу, сброшенную на тех людей — они подписали моё свидетельство о смерти.
Хотел бы я, чтобы у меня было больше времени, хотел бы освободиться и снова увидеть родных — но корабль ушёл. Хотел бы я не быть американцем».
Этот расчетливо выписанный текст прочитал внештатный корреспондент France-Presse Джеймс Фоли перед тем, как его казнили боевики «Исламского государства». Видео с последними словами и трупом с отсеченной головой выложили в сеть.
«Меня зовут Дэвид Хэйнс. Я хочу заявить, что возлагаю всю ответственность за мою казнь на Дэвида Кэмерона. Кэмерон объединился с США против ИГИЛ, как и его предшественник Тони Блэр. К сожалению, в конце концов, расплачиваться за эгоистичные решения нашего правительства придется британцам». Это последние слова сотрудника британской гуманитарной организации.
Американца и британца казнили в 2014 году. Это не единственные показательные жертвы ИГИЛ. Три года понадобилось международной коалиции во главе с США на то, чтобы разгромить основные силы «Исламского государства», далеко не самого мощного военного образования.
9 июня Верховный суд «ДНР» приговорил к смертной казни граждан Великобритании Эйдена Аслина и Шона Пиннера и марокканца Саадуна Брагима. Военнослужащих ВСУ признали виновными в наемничестве и «совершении действий, направленных на захват власти и свержение конституционного строя ДНР». Они не произносили, кажется, специально написанных для них текстов, но все еще не закончилось, кто знает, что будет впереди.
Разница между «Исламским государством» и «ДНР», конечно, огромна, и в первую очередь она заключается в том, что «народная республика» - это мелкий аватар российской федерации. Это россия приговорила иностранцев, вставших на сторону Украины, к смерти. У россии, в отличие от ИГИЛ, есть ядерное оружие.
Намерены ли расстрелять осужденных? Скорее, нет. Как все указывают, это способ жестко потроллить Британию, от которой, чтобы подданных Ее Величества не казнили, требуют обратиться в Верховный суд «ДНР», тем самым де-факто признавая непризнанное территориальное образование. Возможны другие формы торга и унижения «англичанки», которая так самозабвенно «гадит» Кремлю. Однако, наверное, не найдется никого, кто со стопроцентной уверенностью исключит и вариант показательной казни иностранцев, чтобы другим неповадно было.
Демонстрация отсутствия тормозов – это нынче излюбленный прием путина. А чисто формально он же ни при чем, таково решение независимого правосудия независимой республики. Виноваты будут, в случае чего, те, кто не проявил к нему достаточного уважения. Классика: «Ты приходишь и говоришь: Дон Корлеоне, мне нужна справедливость. Но ты не просишь с уважением, не предлагаешь дружбу, даже не думаешь обратиться ко мне: «крёстный».
Нашим западным союзникам еще только предстоит испытать на себе, что такое путинская Россия. И не раз еще переосмыслить, достаточно ли они прилагают усилий, чтобы устранить причину нынешних и будущих унижений.
Леонид Швец, специально для «Слово и дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»