Уходящий 2021 год запомнился двумя мощными обострениями со стороны Российской Федерации, которая весной и осенью активно стягивала войска к украинским границам. Под знаком возможной войны мы входим и в 2022 год. Чего ждать далее?
Первое военное обострение у границ с Украиной Россия спровоцировала в марте-апреле.
Тогда под видом учений, Кремль начал стягивать к нашим рубежам и в оккупированный Крым крупные массы войск. Причем эшелоны ползли даже из отдаленных регионов Российской Федерации, отстоящих от нашей страны на тысячи километров.
Весеннее стягивание войск в России объясняли стремлением сдержать Украину от гипотетического военного наступления на ОРДЛО. При этом российские войска стягивались не только в регионы, граничащие с оккупированными районами Донецкой и Луганской области, но и, например, в Воронежскую область, на Харьковское направление, обозначая угрозу флангового удара для украинской группировки сил ООС, сосредоточенную на Донбассе.
Одновременно в Черное и Азовское море вошли десантные корабли и катера ВМФ РФ, намекая на возможность высадки десанта на побережье Черного и Азовского морей для создания сухопутного коридора в оккупированный Крым. Шла речь о военной операции в Херсонской области, для того, чтобы захватить русло Северо-Крымского канала и обеспечить бесперебойную поставку днепровской воды в Крым. По оценкам Главного управления разведки (ГУР) Минобороны Украины, численность российских войск, по состоянию на конец апреля, в непосредственной близости от наших границ составила 105 тысяч человек.
Некоторая разрядка наступила после апрельской беседы между президентом США Джо Байденом и России – Владимиром Путиным, после чего минобороны РФ заявило о завершении учений. Ожидаемого вторжения не состоялось.
Но предгрозовая атмосфера никуда не исчезла. 16 июня Джо Байден и Владимир Путин провели саммит в Женеве, результатом которого стало снятие ограничений на достройку российского газопровода «Северный поток-2». Завершение строительства, вместе с рядом других факторов, спровоцировало «идеальный шторм», который привел к резкому росту цены на газ.
При этом Россия прибегла к определенным формам шантажа, вынуждая европейских партнеров как можно быстрее сертифицировать и ввести в эксплуатацию СП-2.
Газопровод «Северный поток-2» пролегает в обход территории Украины. Его запуск наносит серьезный удар по энергетической безопасности нашей страны и в будущем лишает украинский бюджет финансовых поступлений от транзита российского газа через украинскую ГТС. Кроме того, президент РФ Владимир Путин и экс-президент Дмитрий Медведев выступили в эпистолярном жанре, опубликовав на официальном сайте Кремля и в газете «Коммерсант» две статьи, посвященные украино-российским отношениям. Причем статья Путина, появившаяся 12 июля, представляла собой, фактически, список территориальных претензий, что не могло не вызывать опасения.
Второй раунд обострения начался в конце октября-начале ноября и продолжается до сих пор. Информацию о готовящемся российском вторжении начали распространять авторитетные западные СМИ в конце октября.
Первым об этом написало издание The Washington Post. Со ссылкой на источники в американской разведке отмечалось, что после учений «Запад-2021» 41-я общевойсковая армия ВС РФ не вернулась в место постоянной дислокации в Новосибирске, а объединилась с другими воинскими частями неподалеку от границ с Украиной. В частности, в районе города Ельня. Помимо The Washington Post, о якобы готовящемся вторжении писали такие всемирно известные издания, как Politico, Bloomberg, Foreign Policy. Наконец, германское издание Bild, 4 декабря, опубликовало карту возможного вторжения, которое должно было закончиться оккупацией двух третей Украины.
Представители ГУР Минобороны сначала уверенно отвергали сообщения о стягивании войск, а потом включились в общий хор. Так 21 ноября глава ГУР Кирилл Буданов дал интервью изданию Military Times, в котором сообщил, что на январь-февраль 2022 года Россия планирует широкомасштабное вторжение на территорию Украины. Эту информацию господин Буданов также снабдил картой с расположением российских батальонных тактических групп вдоль границ с Украиной.
По состоянию на конец ноября, численность российского контингента оценивалась в 92-94 тысячи военнослужащих. В конце ноября-начале декабря, стягивание российских войск действительно началось. Появились многочисленные фото- и видеодоказательства эшелонов с военной техникой, кативших к нашим границам. По данным СНБО, во второй половине декабря, численность российских войск, размещенных на глубине в 200 км от наших рубежей оценивалась в 122 тысячи военнослужащих.
Нарастающая угроза войны, привела к новому разговору между Байденом и Путиным, 7 декабря. Впрочем, ожидаемой деэскалации, как это произошло весной, эта беседа не принесла. Напротив, российская сторона 17 декабря, выкатила США и НАТО ультиматум, требуя в качестве гарантий безопасности, запретить дальнейшее продвижение НАТО на Восток и вступление в Альянс Украины, Грузии, Молдовы и других государств бывшего СССР, не успевших стать членами НАТО.
30 декабря ожидается третий за последние три месяца разговор между Джо Байденом и Владимиром Путиным. Поскольку предстоящий разговор произойдет по инициативе Кремля и во многом будет касаться ситуации вокруг Украины, можно предположить, что речь идет о некой сверке часов, перед новым раундом переговоров в формате Россия – США. Эти переговоры намечены на 10 января 2022 года. Возможно, стороны уже имеют предварительные договоренности, которые после Нового года остается только формализовать.
Какие это договоренности? Все последние годы Россия настаивала на выполнении Минских соглашений в существующей выгодной для себя редакции. Приверженность Минску декларировали европейские партнеры Украины, включая США. Думается, что требование выполнить Минск-2 и будет главным условием отвода российских войск от границ с Украиной. Есть вероятность, что именно это «меню» и будет положено на новогодний стол к Владимиру Зеленскому.
Невыполнение этих требований, скорее всего, будет означать дальнейший рост напряженности на границах. Выполнение – социальный взрыв внутри страны, вплоть до возникновения нового Майдана, который может привести к повторению разрушительных событий 2014 года – критическому ослаблению власти, новым проявлениям сепаратизма и появлению на нашей территории российских «миротворцев». Вот на такой «растяжке» Украина и входит в новый, 2022 год.
Денис Попович, специально для «Слово и дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»