Президент РФ Владимир Путин подписал изменения к закону «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», разрешающие военнослужащим и сотрудникам Росгвардии блокировать территории и акватории охраняемых объектов для пресечения попыток незаконного проникновения. Этот закон напрямую касается Украины, поскольку следуя его требованиям, российские силовики в любой момент могут перекрыть Керченский пролив и заблокировать судоходство в Азовском море.
Подписанные президентом РФ изменения к закону о Росгвардии опубликованы 1 июля на российском официальном портале правовой информации. В пояснительной записке к документу указывается, что, среди прочего, Росгвардия охраняет акваторию Керченского пролива, мост через него и акваторию энергомоста, соединяющего Россию с оккупированным Крымом. Внесенные дополнения позволяют военнослужащим и сотрудникам Росгвардии проводить оцепление этих акваторий при попытке «незаконного пересечения и проникновения», так и при попытке покинуть данную акваторию.
Простым языком это означает, что российские силовики в любой момент могут перекрыть любое судоходство в Керченском проливе, прикрываясь необходимостью пресечь попытку «незаконного проникновения» в район керченского моста. При этом никто не знает, что может послужить предлогом – вторжение очередных «украинских диверсантов» или же стремление задержать какое-нибудь судно, которое может везти «опасный груз». Во всяком случае, в принятых изменениях нет перечня причин, при которых командование Росгвардии могло бы заблокировать акваторию, как и нет предельного времени, в течение которого такое оцепление могло бы поддерживаться.
Таким образом российские силовики получили еще одну «законную» возможность для того, чтобы перекрыть судоходство через Керченский пролив и запереть Украину в Азовском море, посадив порты Мариуполя и Бердянска на голодный паек. В настоящее время, из-за действий российских военных, судоходство в Азовском море и без того затруднено. По итогам мая 2021 года, средняя продолжительность задержек судов при прохождении через Керченский пролив для различных «досмотров» составляла 16 часов.
Напомним, что для охраны керченского моста и его окрестностей в Росгвардии создана специальная бригада, оснащенная наиболее современным оборудованием, в том числе новейшими противодиверсионными катерами типа «Грачонок». А с учетом того, что Азовское море и без того контролируется пограничной службой ФСБ РФ и российскими военными, снять возможную блокаду еще и со стороны Росгвардии, если таковая будет введена, украинским силовикам без посторонней помощи будет не под силу.
Вероятная блокировка Керченского пролива, если она будет введена сотрудниками Росгвардии, может войти в противоречие с положениями Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, который был заключен в 2003 году и до сих пор действует, несмотря на все проблемы между нашими государствами. Согласно ст. 2 этого договора, торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства. Впрочем, Россия фактически уже наплевала на этот документ, в апреле 2021 года закрыв на полгода акваторию Черного моря в направлении Керченского пролива для прохода военных кораблей и судов других стран под предлогом военных учений.
Подписание соответствующих дополнений к российскому закону о войсках национальной гвардии РФ, вполне можно считать ассиметричным ответом Кремля на масштабные учения Sea Breeze-2021, которые Украина вместе со своими партнерами в настоящее время проводит в акватории Черного моря. Адекватного ответа на закупорку Азова, кроме попыток международного давления, пока не прослеживается.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»