Визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Украину завершился. Как и предполагало «Слово и дело», скоротечное общение с министром иностранных дел Дмитрием Кулебой, президентом Владимиром Зеленским и премьер-министром Денисом Шмыгалем, не привело к каким-либо прорывным решениям. Стороны, скорее, внимательно выслушали друг друга. Какие выводы должна сделать из этого Украина?
Тема Донбасса, безопасности и агрессивных действий России прогнозируемо стала одной из главных. Об этом можно было сделать вывод хотя бы из содержания совместной пресс-конференции Владимира Зеленского и Энтони Блинкена. Среди прочего, госсекретарь США подчеркнул, что российская военная угроза сохраняется, а войска РФ отведены от границ с Украиной лишь частично. «В этом контексте мы активно рассматриваем возможность увеличения помощи Украине в сфере безопасности», – добавил Блинкен.
Накануне визита Блинкена в Украину министр иностранных дел Дмитрий Кулеба отмечал, что Украина будет просить у США системы ПВО и контрснайперское оборудование. О том, что этот вопрос, как минимум, рассматривается, Энтони Блинкен подтвердил уже 6 мая, во время киевских встреч. «Сейчас мы думаем над тем, какая дополнительная поддержка – кроме той очень значительной помощи, которую мы уже предоставили, была бы полезной для Украины именно сейчас. Этот вопрос на стадии активного рассмотрения», – сообщил Блинкен.
В горячие дни апреля, когда Россия активно стягивала войска к украинским границам, в Офисе президента намекали на то, что хорошо бы получить от США зенитные ракетные комплексы Patriot. Появление этих систем в распоряжении ВСУ было бы полезным приобретением, но вряд ли на эту покупку можно всерьез рассчитывать. Во-первых, «Пэтриот» – очень дорогостоящая «игрушка». В частности, Польша закупила 16 пусковых установок, 4 радиолокационные станции и 208 ракет ЗРК «Пэтриот», заплатив за это около 5 миллиардов долларов. Весь годовой бюджет украинского Минобороны стоит дешевле, а даже 16 ПУ и 208 ракет к ним может не хватить для того, чтобы отразить массированную воздушную атаку со стороны РФ. Кроме того, даже если мы найдем деньги и договоримся о закупках, поставка такого вооружения – длительный процесс. Та же Польша заключила свой контракт в 2018 году, а поставки вооружений ожидаются только в 2022 году.
Поэтому какое именно новое оборудование мы получим из США – пока неизвестно. Зато понятно, чего мы, скорее всего, не получим. Это какой-нибудь обозримой перспективы получения Плана действий относительно членства в НАТО. О том, что Украина нуждается в ПДЧ Владимир Зеленский также говорил в апреле. Однако на итоговой пресс-конференции тема НАТО вообще не прозвучала. Это может свидетельствовать о том, что США пока ничем не могут помочь Украине в этом вопросе.
Альтернативой вступлению в Альянс может стать предоставление Украине статуса Основного союзника вне НАТО Major Non-NATO Ally или MNNA. Участниками MNNA являются, к примеру, такие государства, как Израиль, Египет, Япония, Австралия и Южная Корея. Статус Основного союзника США позволяет этим странам рассчитывать на приоритетные поставки излишнего военного оборудования, участие в совместных учениях, антитеррористических мероприятиях, разработках Пентагона, а также закупках противотанковых боеприпасов с обедненным ураном.
Законопроект о предоставлении Украине статуса MNNA лежит в Конгрессе США с 2014 года. Предыдущий президент-демократ Барак Обама не дал ему хода. Сделает ли это Джо Байден – покажет время. Но скорее всего, Украина должна будет выполнить для этого ряд условий, которые и были перечислены во время встреч.
Таким образом, стороны встретились для того, чтобы услышать друг друга. Главный вывод заключается в том, что любые привилегии, которые получит Украина, являются предметом торгов. Причем не только с нашей страной.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»