Игорный бизнес: какова ситуация на рынке и о чем спорят политики

Читати українською
Законопроекты о налогообложении доходов от азартных игр в казино и лотерей провалились в Раде. Что не так с предложенными инициативами.
Слово и дело

Верховная рада 4 марта провалила голосование по трем законопроектам о налогообложении доходов от деятельности казино, лотерей и азартных игр, а также о назначении руководителя органа, выдающего лицензии на проведение такой деятельности. «Слово и дело» разбиралось, почему нардепы не поддержали законодательные инициативы, которые должны регулировать игорный бизнес в Украине.

Игорный бизнес в Украине получил легальный статус не так давно – в июле прошлого года, когда парламент принял соответствующий законопроект. Напомним, что право играть в азартные игры имеют люди от 21 года. Казино можно строить только в 4-х и 5-звездочных отелях. За лицензию необходимо заплатить два миллиона долларов в Киеве и один миллион – в других городах. Залы игровых автоматов можно открывать в гостиницах от трех звезд или в больших загородных комплексах. Также можно играть в покер по ставкам.

Более 10 лет до этого азартные игры в Украине были под запретом, хотя этот бизнес подпольно процветал.

Мало было разрешить игорный бизнес, необходимо было принять ряд законопроектов, которые должны регулировать вопросы налогообложения доходов от азартних игр. В частности, законопроект №2713-д предусматривает отмену налога на выигрыш игрока, который сегодня составляет 18%, и отсрочку налога на валовой игровой доход до 1 января 2024 года.

Как игорный бизнес регулируется в странах мираВ США игорный бизнес разрешен в 48 из 50 штатов, а в России – в нескольких специально отведенных зонах.

Не прошел в Раде первое чтение законопроект №4351 по устранению коллизии и противоречий норм действующего закона по формированию уполномоченного органа. Почему же парламент не поддержал ни одно из предложенных решений, включая альтернативные?

Одним из тезисов противников голосования стало то, что этими проектами законов предлагается уменьшить налогообложение доходов от игорного бизнеса.

Ведь когда его легализовали, то представители провластной фракции заявляли, что Украина получит в 2021 году 7,5 млрд грн доходов от игорного бизнеса в качестве платы за лицензии на осуществление деятельности в сфере организации и проведения азартных игр и за лицензии на выпуск и проведение лотерей.

Председатель фракции «Голос» Ярослав Железняк считает, что такое поведение нардепов объясняется тем, что игорному бизнесу выгодна ситуация, когда нет системы мониторинга его работы.

«Судя по всему, обещанные миллиарды от азартных игр тоже под вопросом – парламент так и не исправил коллизию в законе, которую пропустил и президент. Так что до сих пор непонятно, кто же должен формировать основной контролирующий орган для рынка», – сказал Железняк.

В «Батькивщине» убеждены, что все делается для того, чтобы представители игорного бизнеса не платили больших налогов.

«На сегодня рассмотрен первый пакет законов, призванный узаконить незаконное назначение Кабмином руководителя органа, который выдает лицензии игорному бизнесу. Этот руководитель фактически сразу попал в поле зрения НАБУ, потому был назначен вне конкурса, еще и в нарушение закона. Вторая инициатива лоббистов – втрое уменьшить налогообложение для игорного бизнеса», – заявил заместитель председателя партии «Батькивщина» Сергей Соболев.

Между тем, по словам руководителя парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, в Украине игорный бизнес уже оплатил три лицензии на общую сумму в 70 млн грн.

Всего за два первых месяца легализация азартных игр принесла Украине 200 млн гривен, впочем, это значительно меньше, чем рассчитывала власть.

К дискуссии присоединились даже религиозные сообщества Украины различных конфессий, заявив, что воспринимают законопроект № 2713-д «как циничную попытку лоббизма в интересах владельцев игорного бизнеса в Украине», и требовали отклонить его.

Между тем, по мнению представителей рынка азартных игр, он запустится только при условии привлекательных условий для операторов и игроков. Что касается повышения налогов, то со временем это можно сделать.

Такое мнение высказал вице-президент Всеукраинского союза развития букмекерства Михаил Коваль.

«Игорный бизнес – это не только игра, но и инфраструктура. Приедут играть все соседи: турки (в Турции действует запрет азартных игр), поляки (у них тоже жесткие условия налогообложения, играют на международных сайтах). Надо максимально либерализовать налоговое законодательство, на первое время – однозначно», – убежден он.

Между тем, налоговый вопрос для игорного бизнеса вряд ли теперь рассмотрят до конца месяца. За это время уже появились выводы фискальной службы и Минфина, которые выступают против уменьшения налоговой базы.

Международные инвесторы заинтересовались возможностью зайти на украинский рынок, однако от решительных действий их удерживает решение вопроса налогообложения, ведь от этого будет зависеть экономическая модель ведения бизнеса.

Ранее «Слово и дело» писало, что в Украине появилась комиссия по регулированию азартных игр.

Также мы разбирались, как будут контролировать игроманов.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: