Самые ожидаемые и важные выборы 2020 года подошли к концу, но пока мир ждет окончательных результатов. Было немало опасений относительно отсрочки объявления победителя путем голосования по почте, и несмотря на это, с выборами Америка справилась. Остался главный вопрос: когда назовут победителя. Пока же популярной остается шутка, что результаты волеизъявления 143 млн человек в США могут обработать быстрее, чем голоса 10 млн украинцев на местных выборах.
Почему все так затянулось? И чей голос является решающим?
Важно понимать, что данные, которые озвучиваются сейчас, не очень близки к реальному результату. Сейчас считают голоса обычных американцев, и, если у кандидата есть хотя бы половина поддержки в том или ином штате, на электоральной карте штат обозначается синим, где лидирует Байден, или красным, где побеждает Трамп. Самая большая интрига сейчас – в Джорджии (16 голосов коллегии выборщиков) и в Неваде (6). После закрытия участков начали автоматический подсчет голосов, а некоторые штаты лишь тогда начали обрабатывать бюллетени, направленные по почте.
Пути к победе Байдена УЖЕ выглядят простыми и реалистичными
Еще в среду казалось, что Трамп демонстрирует лучшую динамику, но впоследствии отрыв в ключевых штатах постепенно уменьшился, а в некоторых – лидерство вообще перешло оппоненту! В частности, в штате Мичиган.
Байден сейчас уже фактически имеет 264, потому что Аризону почти подсчитали, и он там лидирует. Кстати, может стать первым демократом с 1996 года (когда избирали на второй срок Клинтона), победившим в этом штате. К слову, Аризона вообще принесла демократам целых два сюрприза. На место покойного сенатора, сторонника Украины, Джона Маккейна, не переизбрался республиканец. Вдова Маккейна агитировала голосовать за Байдена, поэтому эти 11 голосов от Аризоны пока неожиданно дают именно вице-президенту времен Обамы более комфортное преимущество.
Оказалось, что несмотря на предостережения относительно масштабности голосования по почте, вызов заключается не в самой обработке бюллетеней, а в минимальной разнице между кандидатами. К вечеру среды в Висконсине, где кампания Трампа хочет инициировать пересчет, разница составила 0,3%. Но важно, что перерасчет не является судебной волокитой, которая, если и будет иметь место, то пока на уровне верховных судов штатов. А судьи верховных судов штатов избираются, а не назначаются президентом.
В общем, несмотря на неопределенность относительно финальных цифр, понятно, что социология вновь оказалась неточной, а может, и сыграла в пользу Трампа, создав демократам пузырьковую иллюзию возможной разгромной победы. Как на выборах президента, так и в обе палаты Конгресса США.
600 голосов в Джорджии решают судьбу мира
По состоянию на сейчас очевидно, что эти выборы особенные: они в очередной раз демонстрируют величие традиционного федеративного администрирования волеизъявления, а значит унифицированного подхода ко всем штатам не может быть и речи – именно поэтому голосование в 2020 году такое непредсказуемое.
Сейчас на первый план выходит не разница в голосах, а именно желанные для кандидатов голоса коллегии выборщиков. В целом на сегодня дело не столько в самом голосовании по почте, сколько в законодательстве отдельных штатов по администрированию выборов. В некоторых из них на момент написания материала разница минимальна. Но что такое минимальная разница на президентских выборах в США? Внизу видно, что в штате Джорджия разница состоянию на 10 часов пятницы по Киеву составляет всего 600 голосов в пользу действующего президента. Сейчас этот штат ключевой, ведь там подсчитано 99% бюллетеней.
Есть другой сценарий, если Байден все же побеждает в Неваде, где удерживает лидерство, то к 264 он добавляет 6, набирает заветные 270 и в конце становится 46-м президентом США.
Конечно, еще предстоит пройти формальное и неформальное голосование самих 538 выборщиков 14 декабря и этот результат должен утвердить уже в январе Сенат, но ориентировочная картина может быть понятна уже скоро.
Оба штаба могут быть недовольны. Фактически, получаем паритет двух Америк. Городская агломерация предпочла центриста Байдена, а пригород осталось за Трампом. И хотя на общей карте кажется, что красного больше, и побеждает Трамп, популярное голосование опять за синими либералами. Байден набирает уже сейчас на 4 млн голосов больше Трампа. Конечно, из-за рекордной явки, и тем не менее, 4 млн это много даже для Штатов.
Итог – фактически 49,5% на 49,5%, НЕ в пользу Америки
Дело в том, что выборы проходили также и в Палату представителей (нижняя палата Конгресса) и на треть должен был быть обновленный Сенат.
Независимо от того, кто станет президентом, нет признаков, что одна из двух основных партий получит контроль над обеими палатами Конгресса в дополнение к Белому дому. По состоянию на сейчас в Палате демократы могут удержать большинство, хотя и с меньшим запасом по сравнению с 2018 годом, а в Сенате наоборот – республиканцы пока не проигрывают свои критически важные места.
Система сдерживаний и противовесов
Сенат особенно важен сразу с нескольких точек зрения: во-первых, это поддержка в голосованиях за законодательные инициативы той или иной партии, утверждения послов, что актуально для официального Киева до сих пор, а также принятие оборонного бюджета, где прописаны санкции против РФ, в частности. И не менее интересное: если вдруг Трамп переизбирается – на что мало шансов, но все же есть, – а демократы получат в свое распоряжение Сенат, возможен даже реальный импичмент с отстранением президента. Демократы вряд ли упустят такую возможность.
Абсолютно зеркальный сценарий возможен и для Байдена, но скорее всего в 2022 году, когда будут уже следующие выборы в Конгресс. Это и есть та самая система сдерживаний и противовесов, которая делает невозможной узурпацию власти президентом.
Интересно, если в Сенате вдруг будет по 50 мандатов демократов и республиканцев. Тогда вице-президент США, независимо от того, будет ли это Майк Пенс или Камала Харрис, как председательствующий в Сенате будет иметь право решающего голоса. Таких прецедентов за последнее время не было, поэтому если такое случится, это в очередной раз покажет, что реальная поддержка обеих партий почти одинаковая количественно.
В общем, даже если Трамп проигрывает, он оставляет Байдену свою Америку с рекордным количеством лояльных консерваторам служителей Фемиды. Также, скорее всего, у красных остается большинство в Сенате, поэтому Байдену не будет слишком легко. После инаугурации 20 января 2021 года президент-демократ не начнет действовать в «собственной стране». ему придется смириться с наследственностью оппонентов и с реальностью, в которой оказались Штаты.
Владислав Фарапонов, ассоциированный эксперт Kyivstratpro, выпускник Wright State University, Ohio (США), специально для «Слово и дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»