Все в этом мире имеет свой срок эксплуатации и требует или ремонта, или утилизации. «Слово и дело» предлагает посмотреть, сколько лет «живут» жилые дома, вагоны метро и пассажирские вагоны, сколько служат самолеты, мосты, энергоблоки атомных станций и турбины ГЭС.
Жилой фонд в Украине в большинстве старый и изношенный. По разным оценкам, от 40 до 70% многоэтажек в стране – это старые дома, которые нуждаются в срочной реконструкции. Всем известные «хрущевки», которые начали строить после Второй мировой войны с подачи французского архитектора Ле Корбюзье как временное жилье, на постсоветском пространстве до сих пор верой и правдой служат уже четвертому поколению его хозяев.
Сначала «хрущевки» считались временным жильем, которое должны были снести через 25 лет. Это панельные варианты малогабаритного жилья. Кирпичные пятиэтажки должны были прослужить 50 лет. Впоследствии, срок их службы продлили до 150 лет.
Поэтому, если говорить о сроке эксплуатации жилья, то в некоторых случаях, это понятие довольно растяжимое. Можно даже припомнить фахверковые дома в Западной Европе, которые строили еще в средневековье, а сейчас они пользуются популярностью у туристов, не читающих их морально устаревшими.
Но существуют строительные нормы. И если говорить о современном жилье, то проектный срок эксплуатации многоэтажки, при условии надлежащего содержания, составляет для монолитного здания около 200 лет, для каменного здания с железобетонными перекрытиями – 125-150 лет, кирпичного здания с железобетонными перекрытиями – около 100 лет, блочной – около 100 лет, панельной – 50-75 лет, каркасной – 15-30 лет.
Автомобильные и железнодорожные мосты любой конфигурации должны простоять и прослужить около 100 лет. Можно проверить на Шулявскому путепроводе в Киеве, который открыли для авто перед новым 2020 годом.
К пассажирскому транспорту свои требования. Вагоны метрополитена могут возить пассажиров 31 год, а вот железнодорожные пассажирские вагоны – 28 лет.
Самолеты гражданской авиации могут эксплуатироваться 25-30 лет или 40-60 тыс. летных часов. Срок службы самолета может быть увеличен в зависимости от типа судна и его технического состояния. Каждые 4 года судно должно проходить проверку эксплуатационной безопасности.
Что касается лифтов, то те, которые установлены в многоэтажках для подъема людей, могут служить 25 лет. Затем их надо менять.
Кратчайшие сроки эксплуатации городского общественного транспорта. Трамвайные вагоны служат 15 лет, а троллейбусы – 10 лет.
Проектный срок эксплуатации энергоблока АЭС 30 лет. Решение о дальнейшей возможности эксплуатации энергоблока можно принять только после определения имеющегося запаса прочности корпуса реактора и обоснования дальнейшей и безопасной эксплуатации как корпуса реактора, так и всего блока в целом.
Турбины ГЭС имеют запас прочности на 30-40 лет, а воздушные линии электропередачи должны служить 25-40 лет.
Ранее «Слово и дело» проанализировало динамику притока капитальных инвестиций в экономику Украины за последние шесть лет.
Также мы разбирались, какое финансирование могут получить регионы, исходя из проекту бюджета-2021.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»