27 февраля российская авиация расстреляла турецкую военную колонну в Сирии – погибли 33 военных, 36 получили ранения. Турция нанесла удары по целям сирийского режима в Идлибе в ответ на авиаудары. В Минобороны России заявляют, что турецкие военные, попавшие под огонь сирийских войск 27 февраля, находились среди наступающих боевиков. По состоянию на 1 марта ситуация остается напряженной. Турция заявила, что сбила в Идлибе два Су-24. РФ говорит, что самолеты не ее. Эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока аналитического центра «Украинский институт будущего» Илия Куса убежден, что гибель стольких турецких солдат не может пройти бесследно, Эрдогану надо отвечать.
Эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока аналитического центра «Украинский институт будущего» подчеркнул, что обстановка крайне накалённая. Он не исключил, что масштабная военная операция Турции против сирийской армии в Сирии на какое-то время получит кредит народного доверия и одобрения с точки зрения «морального превосходства» Турции по ситуации в Сирии, в которое все пока верят.
С другой стороны, затягивание конфликта и рост жертв в геометрической прогрессии может быстро сменить триумфально-патриотический настрой чувством смятения и неопределённости в самой Турции, считает Илия Куса.
Эксперт уточнил, что сотни турецких солдат находятся в окружении на своих наблюдательных постах вокруг провинции Идлиб на территориях, ныне подконтрольных Асаду, которому вообще нечего терять.
Илия Куса пояснил, что сирийские войска на своей земле и понимают, за что умирают. Они ненавидят турков и готовы стоять до последнего. При этом, даже если генералитет переоценивает свои силы, все равно остается решительно настроенным.
На его взгляд, позиция самой Турции по Идлибу слишком размыта и неоднозначна, как с международно-правовой, так и с политической точки зрения.
Эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока аналитического центра «Украинский институт будущего» пояснил, что турецкие военные не имеют права, находится в Идлибе и в Сирии. Согласно международному законодательству, они являются оккупантами, что осложняет вопрос втягивания в конфликт стран НАТО.
Илия Куса также уточнил, что несмотря на заявления турецкой власти, в рядах протурецких сил воюют и откровенные экстремисты – бывшие члены «Исламского государства», экстремисты из «Исламской партии Туркестана» и «Таухид валь Джихад», террористы коалиции «Тахрир Аш-Шям».
«Благодаря этим силам турки и сумели контратаковать против сирийской армии, захватив Ан-Найраб, а затем и Саракеб. Поддержка такого джихадистского интернационала – темная история, которая не всем по нраву, и является угрозой для самой Турции, у которой с группировками непростые отношения. Плюс есть сложности с вовлечением ЕС и НАТО», - рассуждает эксперт.
На его взгляд, Эрдоган сам себя загнал в цугцванг. Он уточнил, что, если президент Турции не реагирует, то рискует потерять лицо и популярность, а возможно и политическую легитимность.
«Реагирует как обычно или слабо – тоже самое плюс даёт повод врагам и дальше его ущемлять. Реагирует – рискует развязать полноценную войну, которую не факт, что сможет выиграть, а последствия которой могут стать катастрофой для региона», - пояснил Илия Куса.
По мнению эксперта, РФ также в сложной ситуации, поскольку если Турция атакует, надо будет что-то делать.
«В случае слабого ответа Анкара продолжит давление, а если не ответят вовсе – потеряют союзника в Дамаске и, возможно, влияние в Сирии, а инициативу перехватят США и их союзники. Ответят – рискуют развалить свой альянс с Турцией и втянуться в войну, которой не хотят», - проанализировал эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока аналитического центра «Украинский институт будущего» Илия Куса.
Больше о том, с чего начался конфликт и чем все закончится в авторской колонке Османа Пашаева.
Подробнее о том, будут ли РФ и Турция воевать из-за Асада, читайте по ссылке.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»