9 января премьер-министр Канады Джастин Трюдо со ссылкой на данные разведки заявил, что украинский самолет сбила иранская ракета. Официальный Тегеран категорически отрицал эту версию и настаивал на неисправности двигателя лайнера. Однако спустя сутки Иран официально признал, что по ошибке сбил украинский самолет Boeing-737 МАУ. Пришли предварительные результаты экспертизы. Министр иностранных дел Ирана Мухаммед Джавад Зариф принес извинения и пояснил, что катастрофа произошла в результате «человеческой ошибки, допущенной в кризисный период из-за авантюризма США». В комментарии «Слово и Дело» эксперт Международного института демократий Евгений Дикий пояснил, что для абсолютно тоталитарного государства вполне характерный такой стиль поведения.
«В мире осталось немного государств, которые можно назвать худшими за путинскую Россию. Иран в этом небольшом числе», – отметил эксперт.
Дикий пояснил, что базовая логика всех тоталитарных стран – отрицать свою вину в каких-либо преступлениях, пытаться переложить ответственность. Однако в настоящее время это было практически невозможно, отметил Дикий.
По его мнению, тому, что Иран признал вину за авиакатастрофу, послужило несколько факторов.
Евгений Дикий отметил, что среди иранского руководства нашлись достаточно разумные люди, которые просто трезво оценили, что в современном мире скрыть сбивание чужого лайнера просто нереально.
«Когда спецслужбы ряда стран, не только США, но и Канады, Британии, Франции в унисон подтвердили наличие у них доказательств того, что самолет МАУ сбит иранской ракетой, власти Тегерана трезво оценили, что дальше отрицать вину не получится», – подчеркнул Дикий.
Эксперт Международного института демократий указал, что Иран рисковал попасть под международные санкции не только со стороны США, но и всего мирового сообщества, если бы продолжил отрицать свою вину.
Дикий обратил внимание, что относительно санкций против Ирана на текущем этапе есть две различные позиции: очень жесткая позиция США и крайне снисходительная позиция Евросоюза, – аналогично, как и в случае с РФ.
«Евросоюз в отношениях с Ираном также, как и с Россией, склоняется к тому, что сначала нужно вести переговоры, а ограничения не должны быть жесткими. Штаты со своей стороны, напротив, внедрили серьезные меры и требуют таких же действий от европейских стран. Иран понимает, что, если они продолжат отрицать вину, которая стала очевидной для всего Запада, то получат санкции даже от Европейского Союза, который просто будет вынужден последовать примеру Америки», – прокомментировал Евгений Дикий.
Эксперт констатировал, что совместные санкции США и ЕС для Ирана были бы катастрофичными.
«Видимо, власти Ирана решили, что все же лучше посыпать голову пеплом, даже выплатить компенсации. Для Тегерана это на порядок дешевле, чем попасть под всеобщие международные санкции», – добавил Дикий.
Также эксперт предположил, что в данных обстоятельствах и при таком раскладе сил власти Ирана действительно могут пойти на то, чтобы наказать виновных в авиакатастрофе.
«Опять же, учитывая абсолютный тоталитаризм, не исключено, что может дойти даже до публичной казни на площади или подобные этому средневековые ужасы. Ирану не составит труда и печали найти каких-то стрелочников и демонстративно их наказать», – резюмировал Евгений Дикий.
Напомним, самолет МАУ потерпел крушение в районе Тегерана утром 8 января. Воздушное судно совершало рейс из столицы Ирана в Киев. Погибли все 176 человек, находившихся на борту: 82 – граждане Ирана, 63 – Канады, 11 – Украины (все 9 членов экипажа и 2 пассажира), 10 – Швеции, 3 – Германии и 3 – Великобритании.
Что известно о трагедии Boeing-737 – по ссылке.
Также «Слово и Дело» решило напомнить о наиболее резонансных авиакатастрофах в мировой истории за последние 40 лет.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»