Планы на мобилизацию: как будут голосовать те, кто не определился

Читати українською
Александр Радчукполитолог

За неделю до президентских выборов главной интригой остается то, кто из кандидатов выйдет во второй тур. Пока социологи зафиксировали трех основных фаворитов гонки. И все же, несмотря на данные соцопросов, все из тройки лидеров имеют примерно одинаковые шансы таки выйти в спарринг за президентское кресло в конце апреля.

Каждый из кандидатов, и это касается не только лидеров избирательной гонки, имеют некий «скрытый потенциал» – граждан, которые определяются со своим выбором в последние дни перед голосованием. Или даже в день выборов. Поэтому «замерять» электоральное поле в таком случае социологам уже не реально, единственный способ – данные экзит-пола. А еще есть избиратели, которые, несмотря на то, что попадали в опрос, на самом деле вообще не ходят на выборы или просто не могут выбрать своего кандидата, поэтому предпочитают остаться дома.

Насколько такие категории избирателей повлияют на финальные результаты в день голосования 31 марта? К каким приемам будут прибегать кандидаты, чтобы мобилизовать свой электорат, и наоборот – отпугнуть избирателей своих конкурентов?

Скрытый потенциал

В целом украинцы всегда демонстрируют высокий интерес к выборам. По крайней мере об этом свидетельствует явка на избирательные участки в день голосования. Так, на президентских выборах в октябре 2004 года явка составила более 74%, интерес не угасал ни во время второго тура выборов, ни во время так называемого «третьего тура» – переголосования.

Президентские выборы-2019: что может повлиять на явку39 кандидатов и долгий бюллетень. Дезориентирует ли это избирателя и что может влиять на явку, поговорили с экспертами.

В 2010 году на президентских выборах явка избирателей также была достаточно высока – 66,7% в первом туре и 69,1% во втором.

На прошедших внеочередных выборах президента в 2014 году явка составила 59,5%, традиционно больше всего граждане проявляли интерес к выборам в западных областях Украины, а меньше – в восточных регионах.

Однако президентские выборы 2014-го не является неким «эталонным» показателем – тогда Петр Порошенко победил в первом туре, а выборы состоялись не везде, ведь в то время это невозможно было сделать в аннексированном Крыму.

Нынешние выборы также трудно будет сравнить со всеми предыдущими, ведь кроме Крыма, выборы не будут проходить во временно оккупированных ОРДЛО, несмотря на то, что граждане теоретически имеют возможность проголосовать на подконтрольных Украины территориях.

Высокая явка – своеобразный предохранитель от большого количества фальсификаций. Чем больше граждан придет на избирательные участки, тем труднее подделать результаты выборов. Ведь даже в математическом смысле «чистых» бюллетеней останется меньше. Однако на пути от агитации к самому факту голосования на избирательных участках все кандидаты сталкиваются с различными факторами, которые мешают или просто не мотивируют избирателей идти на избирательные участки.

Например, на прошлых внеочередных выборах в списках избирателей было зафиксировано 29 миллионов 625 тысяч 200 избирателей. Тогда как пришли проголосовать 17 миллионов 834 тысячи 61 избиратель. Разница – более 11 миллионов потенциальных избирателей. И даже если только часть из тех, кто не определился, кому-то из кандидатов удастся склонить на свою сторону, успех в конкурентной борьбе гарантирован.

Смелые ожидания

В недавних опросах социологи также фиксируют высокую явку – на избирательные участки намерены прийти и проголосовать около 70% опрошенных. Правда, анализируя данные, эксперты указывают на то, что явка таки будет ниже тех цифр, которые были получены во время социсследований. Однако уже сейчас понятно, что количество украинцев, желающих принять участие в голосовании, будет больше, чем в 2014 году.

Программы Порошенко, Тимошенко и Зеленского: что общего и чем отличаютсяМы разбирались, какие предвыборные обещания фавориты президентской гонки зафиксировали в своих программах.

Кому из кандидатов-фаворитов могут пригодиться голоса украинцев, которые не определились? Во-первых, следует вспомнить об антирейтинге кандидатов в президенты. И у Петра Порошенко, и у Юлии Тимошенко он высокий. У шоумена Владимира Зеленского антирейтинг незначительный, ведь он новичок в политике. Однако это вовсе не означает, что большинство тех, кто не определился, проголосуют именно за него.

Во-вторых, стоит обратить внимание на первый тур выборов и на тех кандидатов, которые «дышат в спину» лидерам. Это Анатолий Гриценко, Юрий Бойко и Олег Ляшко. Именно их сторонники могут добавить голосов кому-то из фаворитов уже в первом туре, а еще вероятнее – таки лучше определятся именно во время второго тура.

В-третьих, не следует забывать о «резервах» кандидатов, которые уже имеют существенные ресурсы и электоральный вес. Речь идет о Юлии Тимошенко и Петре Порошенко. Именно они будут бороться за своих избирателей ожесточенно, используя все возможные рычаги влияния и ресурсы.

У Юлии Тимошенко, как показывают все предыдущие избирательные кампании, существенный электоральный ресурс скрыт в сельской местности. Ведь именно в селах социологи не могут получить более качественные результаты опросов. Кроме того, у Тимошенко меньше антирейтинг, ведь несмотря на ее длительную политическую карьеру, она пока что находится в оппозиции к действующей власти. А еще, вероятно, Тимошенко может надеяться на лучший результат в центральных и восточных регионах страны в случае выхода во второй тур.

У Петра Порошенко есть другие мощные скрытые возможности. Это и возможность применения админресурса, и влияние на бюджетников, армию, пенитенциарные учреждения. Общая мобилизация избирателей вместе с применением рычагов админвлияния могут дать кумулятивный эффект.

У Владимира Зеленского, несмотря на высокие рейтинги, самая тяжелая ситуация. Ему нужно мобилизовать не слишком дисциплинированную молодежь, к тому же он почти не имеет политических союзников и разветвленных партийных и агитационных структур. Таким образом, он может рассчитывать на применение только двух эффективных способов для улучшения собственных позиций накануне выборов – создать мощную юридическую структуру по защите результатов голосования, а также применить самое мощное свое оружие – телевидение. К слову, именно на следующей неделе команда Зеленского вместе с одним из самых влиятельных каналов запускают 3-й сезон телевизионного сериала, в котором нынешний кандидат в президенты играет роль персонажа Голобородько. Эффект от такого шага – прозрачный намек для своего электората и попытка мобилизовать избирателей, которые не определились, накануне дня голосования.

Мобилизация в день выборов – повлияет ли на результат?

Согласно избирательному законодательству, агитация прекращается за сутки до голосования. В «день тишины» кандидаты пытаются придумывать новые методы привлечения избирателей на участки. Не все способы являются легальными, впрочем, это не мешает использовать маленькие хитрости, намекая своим избирателям на необходимость прийти на выборы и отдать свои голоса.

Каждый шестой украинец не знает, за кого голосовать. Почему и чем это опасно?Согласно соцопросу группы Рейтинг, каждый шестой украинец не знает, за кого голосовать. Почему, разбирались вместе с экспертами.

Многие штабы заказывают наружную рекламу с призывами прийти на выборы без упоминания самого кандидата. Такую рекламу можно расценивать как социальную, впрочем, часто нарушения все же находят – например, могут быть использованы цвета, которые кандидат и его команда использовали для брендинга своей агитационной продукции.

Сейчас есть более эффективные способы коммуникации и напоминания избирателям о себе. Многое зависит от креатива избирательного штаба, впрочем, кандидаты непременно воспользуются возможностью напомнить о себе путем распространения определенной информации посредством многочисленных соцсетей. Насколько системно подобные действия будут фиксироваться наблюдателями и правоохранительными органами, остается только догадываться. Ведь для предупреждения подобных действий кандидатов нужен мощный мониторинговый ресурс.

Часто используются и не слишком честные способы «антимобилизации» избирателей, которые будут играть против оппонентов. Например, в некоторых крупных городах Украины среди избирателей распространяются слухи о том, что молодых людей, которые придут на голосование, будут сразу ставить на учет в военкоматы. Мол, таким образом, будут бороться с уклонением от срочной службы. Очевидно, подобные ложные слухи имеют целью посеять сомнение и отвлечь от голосования молодежь – потенциальный электорат Владимира Зеленского.

Есть и другие, не слишком честные способы снижения явки в день выборов. Например, гражданам могут раздавать флаеры или открытки с сообщением о гарантированных «бонусах» в день голосования – то ли концерт известных музыкальных групп, то ли раздачу продуктовых наборов, то ли обещания бесплатного пива, экскурсионных поездок или даже скидок в магазинах. Все эти акции имеют условное название «давайте отдохнем от выборов». Подобные приемы нацелены на то, чтобы избиратели не пришли на участки, а иногда подобные сообщения являются еще и фейковыми. Избиратели, понимая, что их обманули, вообще теряют интерес к любой активности и на избирательные участки не доходят.

Нужно отметить, что по оценкам социологов, все же большинство тех избирателей, которые не определились, так и не дойдут до избирательных участков. А голоса тех, кто придет на выборы, как правило, пропорционально распределяются между всеми фаворитами гонки. Правда, нынешняя избирательная кампания полна сюрпризов, поэтому не исключено, что и в день выборов могут возникнуть совершенно неожиданные ситуации.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: