Регистрация кандидатов в президенты продлится еще две с половиной недели в режиме нон-стоп. Ежедневно ЦИК регистрирует как минимум 1-2 потенциальных претендентов на пост президента. Конечно, пик подачи документов на регистрацию еще не прошел – пока на сайте Центризбиркома есть имена только 8 кандидатов на наивысший пост в стране.
Впрочем, реальную избирательную кампанию ведут гораздо больше политиков. Политологи уже подсчитали, что в этом году количество участников избирательной гонки на пост главы государства уверенно достигнет отметки в 50 кандидатов.
Это абсолютный рекорд за все годы независимости. В 1991 году кандидатов было всего 6, в 1994-м – 7, в 1999-м 0 13. В президентских выборах в 2004 году участвовали 24 кандидата, в 2010-м – 18, в 2014-м – 21 кандидат.
Так почему в этом году кандидатов будет как минимум вдвое больше? Почему так происходит и к каким последствиям приведет?
Количество имеет значение
Нынешняя предвыборная президентская кампания действительно уникальна. Дело в том, что обычно фаворитов гонки можно определить еще за полгода до проведения самих выборов. В таком случае именно два или три кандидата с высокими рейтингами соревнуются за доверие избирателей.
В случае «классической» избирательной кампании уже за 6-8 месяцев до дня голосования штабы фаворитов гонки начинают работать по разным схемам расширения электоральной базы. Некоторые выбирают путь поездок по регионам, массового засилья наружной рекламы и появления в СМИ, другие ищут компромат на конкурентов, а иногда в такой работе успех определяют так называемые «полевики», которые создают настоящую мощную сеть сторонников того или иного кандидата. Конечно, создание таких сетей имеет двойную цель – агитационную (в том числе методы прямого и непрямого подкупа граждан) и защиту результатов выборов, когда на конкретного кандидата на каждом избирательном участке работает даже не один, а несколько наблюдателей.
В 2019-м году мы наблюдаем совсем другую картину. Кандидаты-фавориты не могут начать «классический» этап подготовки к выборам – им этого не дают сделать их рейтинги и маленькая «электоральная дистанция» друг от друга. То, что выборы пройдут в два тура, стало ясно еще во второй половине 2017 года. Тогда как нынешнему лидеру рейтинговых замеров Юлии Тимошенко даже сейчас «дышат в спину» сразу 3 потенциальных конкурента. И хотя у лидера партии «Батькивщина» пока что самые высокие шансы попасть во второй тур, стопроцентной уверенности в ее выигрыше во втором туре нет.
Еще один фактор, который способствует появлению огромного количества альтернативных кандидатов, – высокие антирейтинги всех действующих политиков с высокой узнаваемостью. Украинцы подсознательно хотят видеть политиков, которые еще не были во власти, и связывают с ними надежды на пложительные изменения в государстве. Именно с этим связывают успех шоумена Владимира Зеленского. Рядовые украинцы хотят быстрых перемен, но не слишком углубляются в саму суть избирательных программ своих фаворитов и способов достижения политиками поставленных целей.
Именно с двумя вышеперечисленными факторами и связан бум появления большого количества технических кандидатов. Ведь они должны оттягивать голоса рейтинговых конкурентов, но что делать, если их не 1-2, а 4-5? Таким образом, примерно в три раза увеличилось и количество технических кандидатов – вместо 10-12 их будет около 30!
Технологическое дежавю
Появление так называемых «спойлеров» у рейтинговых кандидатов – попытка смоделировать выборы, когда собственные электоральные возможности уже исчерпаны.
Поэтому появление технического кандидата не всегда влечет за собой громкую критику в сторону конкурента. Иногда «спойлер» может проводить вполне цивилизованную избирательную кампанию, понимая, что вряд ли получит даже 2% голосов избирателей. Но если таких «засланных казачков» уже 3-4, то они могут значительно изменить расклад сил в пользу того или иного кандидата-фаворита.
«Размывая» электоральное поле, технические кандидаты кристаллизуют наиболее устойчивый электорат каждого из фаворитов гонки. А значит - правильно подобранные «спойлеры» в совокупности могут отобрать критическую массу голосов избирателей, необходимую для более уверенной победы кого-то из фаворитов. Особенно острой борьба будет за выход во второй тур выборов, ведь условная «дистанция» в рейтингах кандидатов на 2-е место очень маленькая. И любые 0,5 или 1% голосов избирателей, которые оттянет на себя технический кандидат, могут стать на вес золота.
Тем более, что капиталовложения в технического кандидата могут быть вполне оправданы, ведь такой политик не ведет полноценной избирательной кампании, а скорее действует как медийный персонаж. Поэтому в украинских реалиях условных 5-10 миллионов долларов может хватить, чтобы создать серьезные проблемы своим конкурентам по избирательной гонке.
Торпеды запущены
Очень часто определить технического кандидата можно не только по сходству его программы и месседжей с одним из фаворитов гонки, но и по риторике. Как правило, технических кандидатов еще называют «медийными торпедами» – политики, которые строят свою кампанию на критике кого-то из кандидатов-фаворитов.
Цель – посеять сомнение в головах избирателей. Особенно у тех, кто еще колеблется в своих предпочтениях.
Еще одна роль, которую будут выполнять технические кандидаты, связана с процессом подсчета голосов. Дело в том, что регистрируясь на участие в выборах, все кандидаты получают равные права и избирательные возможности. Кандидатам-фаворитам нужно позаботиться не только о собственных представителях в избирательных комиссиях, но и заручиться помощью потенциальных «союзников». Роль которых и выполняет команда членов комиссий и наблюдателей от технического кандидата.
Технические кандидаты и их команды помогают рейтинговым кандидатам лучше защитить результаты выборов. А иногда – закрыть глаза и на откровенные нарушения.
Конечно, помогая рейтинговым кандидатам достичь своей цели, все эти «спойлеры», «торпеды» и просто технические кандидаты преследуют собственные цели, часто совмещая приятное с полезным. Некоторые могу банально заработать денег, другие – идут на такие действия ради будущих должностей, кто-то пытается таким образом повысить свою узнаваемость накануне парламентских выборов.
Впрочем, оценить реальный успех технологии выдвижения технических кандидатов – непростая задача. Все капиталовложения и организационная подготовка могут быть напрасны, если конкуренты окажутся проворнее и смогут технологически лишь одним удачным действием нейтрализовать планы технического кандидата повлиять на итоги избирательной кампании.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»