Теневая экономика является проблемой не только и не столько с точки зрения уклонения от налогообложения или государственного регулирования. Худшее, к чему она приводит, – искривление конкурентных условий.
Такое мнение на своей странице в Facebook выразил заместитель главы Стратегической группы советников за поддержку реформ Павел Кухта, передает «Слово и Дело».
Наихудшее, к чему приводит теневая экономика, – когда одни фирмы работают легально, платя все налоги и неся соответствующую административную нагрузку, а другие всего этого избегают, отметил он.
«У этого есть цена – теневые компании, как правило, неэффективный бизнес. Они структурированы для уклонения от государственных органов, например, в виде десятков юрлиц с различными бухгалтериями и формальными руководителям, а не для оптимизации бизнес-процессов», – подчеркнул экономист.
Как правило, их отношения с работниками плохо формализованы, и они не могут нанять лучших людей на рынке, добавил он.
«Управление ими часто является неформальным, без четких, понятных всем правил, что приводит к неэффективности и, опять же, отпугивает лучших и наиболее производительных рабочих», – пояснил эксперт.
В результате большой теневой сектор является неэффективным и низкопродуктивным, уточнил он.
«При этом он выживает, иногда даже процветает за счет того, что его расходы на налогообложение и администрирование отношений с государством значительно ниже затрат более эффективного легального бизнеса, по одной только заработной плате почти на 40%. Однако теневой сектор не является конкурентоспособным на внешних рынках и, в общем, тянет украинскую экономику вниз», – акцентировал специалист.
Собственно, именно поэтому детенизация крайне полезна для Украины и может сама по себе стать инструментом ускорения экономического роста, отметил он.
По его словам, если теневой бизнес поставить в равные условия с легальным, он будет либо вынужден реструктуризировать себя в нечто более производительное и конкурентоспособное, либо просто проигрывает свою долю рынка более конкурентному легальному бизнесу, от чего страна в целом только выиграет. При этом важно помнить, что детенизации нельзя достичь тупым прессингом бизнеса.
«Это лишь провоцирует взяточничество и повышает давление на легальных бизнесменов. Это более тонкий процесс, который заключается в систематическом обрезании возможностей для пребывания в тени и создании преимуществ для легального бизнеса по сравнению с теневым», – констатировал экономист.
С одной стороны, это максимальная дерегуляция, упрощение, снижение налогов и введение электронных сервисов, что снижает нагрузку на легальный бизнес, пояснил он.
«С другой стороны, это максимальный охват обращения товаров с помощью РРО и информационных систем, чтобы обрезать доступ к теневому кэшу, эффективные возможности для легального бизнеса давить на нелегальный с помощью судебной системы и правоохранительных структур, а также системная ликвидация пробелов и дыр в законодательстве, которые использует для оптимизации теневой бизнес», – резюмировал Павел Кухта.
Напомним, в МЭРТ зафиксировали самый низкий уровень теневой экономики за последние 10 лет.
Три года назад премьер-министр Украины Владимир Гройсман пообещал возродить национальную экономику.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»